Из общеобразовательной школы в школу факультета: как старшеклассники со всей России знакомились с социальными науками

Из общеобразовательной школы в школу факультета: как старшеклассники со всей России знакомились с социальными науками

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» завершилась Школа социальных наук для старшеклассников 2024 года. Более 70 школьников, проживающих от Санкт-Петербурга до Краснодарского края, от Калининградской области до Республики Саха (Якутия), прошли в ней свое обучение, завершившееся итоговой интеллектуальной работой.

Школа социальных наук для старшеклассников (ШСН) – один из проектов факультета социальных наук, в рамках которого учащиеся общеобразовательных школ знакомятся с альянсом социальных наук. Его участники прошли конкурсный отбор в одно из четырех профильных направлений: «Государственное и муниципальное управление», «Политология», «Социология» и «Психология». Преподаватели факультета социальных наук, от профессора до ассистента, в течение шести дней проводили занятия для школьников. Каждое утро открывала общая лекция по одному из направлений обучения.

Знакомство с политологией состоялось вместе с деканом факультета социальных наук, профессором Андрем Мельвилем. В своей лекции он рассказал школьникам о новых вызовах для политической науки. Первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии Вадим Радаев раскрыл особенности жизни в эпоху платформенной экономики. Академический руководитель образовательной программы «Вычислительные социальные науки», доцент Евгений Седашов продемонстрировал возможности экспериментов в социальных науках. Профессор Виктория Галяпина рассказала о кросс-культурной психологии в современном мире.

После знакомства с современными трендами в социальных науках учебный день участников продолжался занятиями внутри выбранного ими профиля.

Преподаватели департамента политики и управления – представилели публичной власти, выстоили систему занятий вокруг нормативно-правовых и дискреционных механизмов государственного регулирования, взаимодействия государства и общества в целом и гражданского общества в частности, стимулирования миграции инноваторов. Политологи оттолкнулись от истории политической мысли, а затем раскрыли проблему справедливости и избирательные системы, рассказали о востребованности прикладной политологии на современном рынке труда.

Интригующе начали свою программу психологи с темы магического мышления. Представители департамента психологии от мышления перешли другим актуальным проблемам психологической науки, таким как восприятие объектов и сцен в понимании целостных событий, явлений и ситуаций в окружающем мире (когнитивная психология), кибербуллинге (гиберпсихология) и индивидуальных факторах успеха (спортивная психология). Завершилось обучение по этому направлению занятиями по позитивной психологии.

Большое содержательное разнообразие тем для занятий было предложено и на социологическом направлении представителями департамента социологии: от социальных закономерностей в правоприменении до взгляда социологов на эмоции. А еще в центре внимания оказались религия и экспертное знание как объекты для социологического анализа.

Каждый день школьники могли задать интересующие их вопросы руководителям всех образовательных программ бакалавриата или руководству департаментов факультета социальных наук. Хотя главный фокус мероприятия заключался в знаниях о социальных науках, организационная информация об обучении и поступлении также была востребована участниками ШСН.

Как сказал в своем интервью директор ШСН Максим Маркин, «Школа – это не только получение, но и проверка знаний», а потому мероприятие завершилось написанием итоговой интеллектуальной работы. Ее результаты уже опубликованы, и лучшие участники получат сертификаты выпускника, которые могут быть учтены в качестве индивидуальных достижений к сумме конкурсных баллов при поступлении на образовательные программы бакалавриата факультета социальных наук НИУ ВШЭ.