• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День социолога отметили в Вышке

14 ноября в России празднуют День социолога. В этот день студенты-социологи, преподаватели и выпускники встретились, чтобы поговорить о том, чем социология помогает им в повседневной жизни и работе.

День социолога отметили в Вышке

Первый прием на социологию в ВШЭ состоялся в 1996 году, однако День социолога ни разу не отмечался в Вышке. В некотором роде задумка встречи заключалась в том, чтобы проверить, насколько такой формат окажется нужным и интересным. Идея оказалась верной! Расскажем, как это было.

Встреча началась со вступительного слова О.Е. Кузиной, академического руководителя программы «Социология», и И.К. Зангиевой, руководителя Департамента социологии. Они отметили, что социолога видно сразу — это активный и желающий взаимодействовать с другими человек. Они сошлись в том, что несмотря на серьезный академический подход к преподаванию социологии в Вышке, социология — это не только про учебники и экзамены. Это целый образ жизни.

Они не раз упоминали вышкинский девиз “Не для школы, а для жизни мы учимся”, прекрасно описывающий самую суть обучения в Вышке на социологии. Рефлексия за пределами учебного процесса – отличительная особенность каждого студента-социолога, что доказали последующие выступления студентов.

Так, Никита Нам, студент 4 курса программы «Социология» обозначил тему своего выступления следующим образом – «Социология времени: как научиться успевать все при помощи социологических концептов».  Он поделился со студентами советами, как применять теоретические конструкции на практике. В частности, он показал, что методики управления временем вроде тайм-менеджмента могут быть не всегда эффективными с социологической точки зрения. Куда более продуктивным является «соотнесение индивидуальной биографии с общими социальными процессами», выражаясь словами автора понятия «социологические воображение» Ч. Миллса. Управлять временем — не значит в спешке пытаться посмотреть все новые фильмы, сдать все задания по предметам в срок и параллельно выполнить рабочие задачи. Такая тактика может быть трудновыполнимой. Согласно социологии, нужно в первую очередь определиться, сколько всего времени вы можете уделять на культурные практики и сколько должны при этом работать, будучи, например, представителем среднего класса, поскольку представители разных социальных групп имеют разное количество времени на отдых, и это стоит учитывать каждому, кто желает преуспеть.

Далее перед собравшимися выступила Анна Луликян, студентка 4 курса программы «Социология», руководитель благотворительной организации Best Buddies HSE. Анна обозначила тему своего выступления так – «Инклюзия: чем важен опыт человека с социологическим воображением». Она, в свою очередь, показала, как социологическое образование помогает в социальной поддержке взрослых людей с ментальными нарушениями. Являясь постоянным участником программы Best Buddies, она не только применяла полученные в университете знания об основах социального взаимодействия, но и всячески их дополняла посредством собственного опыта. Так, например, видимость социального порядка, которую поддерживают индивиды в рамках типичных интеракций, не работает при взаимодействии с людьми, чьи коммуникативные способности ограничены, что не учитывает в своей теории Г. Гарфинкель, с которой знакомы все студенты-социологи. Напротив, не видимость понимания, но само понимание другого человека ставится в основу контакта.

Следующим стало выступление Анастасии Артюшиной, студентки 4 курса программы «Социология», председателя Студенческого совета факультета социальных наук, заместителя руководителя Ситуационного центра ВШЭ, на тему «Социология экстренного реагирования: как социологическое воображение помогает придумывать уникальные механизмы помощи в сложных ситуациях». Выступление Анастасии во многом поддерживает точку зрения, что социология, в первую очередь, учит человека взаимодействовать с другими. В её работе в Ситуационном центре навыки быстрого реагирования, при наличии в то же время прагматичного и беспристрастного отношения к ситуации, являются ключевыми. Понять обращение студента, проблему с которой он обращается, проанализировать её, собрать данные, сделать соответствующие выводы, а после представить администрации университета для их разрешения — задачи во многом похожие на то, как студентов-социологов учат проводить академические и рыночные исследования. Успехи работы студентов в Ситуационном центре, о которых она рассказывала, лишь доказывают высокий уровень знаний, которыми наши преподаватели делятся со студентами.

В конце встречи перед собравшимися выступили выпускники Вадим Мельников и Константин Глазков, которые в разное время возглавляли социологический студенческий клуб «Город». Эта студенческая организация просуществовала больше 10 лет, ее новаторские тогда инициативы стали сейчас обычной практикой, например, экспедиции, различные школы для абитуриентов, опросы учащихся и пр. Вадим Мельников руководил клубом в начале его деятельности, когда только формировалась среда для подобных инициатив. Константин Глазков руководил клубом «Город» уже в конце его деятельности. Константин отметил, что участие в клубе в тот момент давало серьезную опору в мировоззрении, поддерживало в учебе и изысканиях. В перспективе клуб «Город» прекратил свое существование, потому что многие его инициативы институционализировались в Вышке. Так, например, появился Центр внутреннего мониторинга, который проводит регулярные опросы студентов, абитуриентов и преподавателей Вышки, возник проект студенческих экспедиций «Открывая Россию заново» и пр.

Позитивная реакция участников встречи на все выступления вселяет уверенность в том, что студенты будут рады отметить День социолога и в следующем году, взяв инициативу уже в свои руки. Надеемся, что подобная практика станет новой традицией для социологов в Вышке!