Семинар: Анализ протестной активности молодежи
19 апреля на очередном семинаре НУГ с докладом «Анализ протестной активности молодежи» выступил доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ Алексей Ротмистров. Почему люди протестуют? Каково определение протестного поведения? Измеримо ли оно? Ответам на такие важные вопросы и было посвящено диссертационное исследование нашего гостя. Читать далее >>>
19 апреля на очередном семинаре НУГ с докладом «Анализ протестной активности молодежи» выступил доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ Алексей Ротмистров. Почему люди протестуют? Каково определение протестного поведения? Измеримо ли оно? Ответам на такие важные вопросы и было посвящено диссертационное исследование нашего гостя.
В силу определенных причин исследование протестного поведения крайне непопулярно в государственнх органах, а как следствие, и в науке. Соответственно всплеск изучения протестного поведения был связан с акциями протеста. Начало работам в этой области было положено мемуарами участников восстаний и протестных движений.
Протестное поведение на Западе реперзентируется в 5 течениях:
- Коллективное поведение демонстрирует неприглядность действий массы.
- Относительная депривация привносит некоторое оправдание участников, их присоединение к массе позиционируется как побочные эффекты социальных проблем.
- Мобилизация ресурсов – более социологическая, культурологическая и экономическая сторона рассмотрения общественных движений. Общественные движения – это рынок, где организации конкурируют за потребителя, обывателя. Кто привлекает больше ресурсов, тот и достигает приоритета в общественном движении, узурпирует, институционализирует. Почему же возникает общественное движение? Ответа на этот вопрос концепция не дает.
- Когнитивное – переход с микроэкономического взгляда на культурологический. Каким образом меняются нормы и ценности общества из- за общественного движения? Привязка норм и ценностей к относительной депривации. Старые нормы и правила не соответствуют текущему моменту – требуется разработка новых.
- "Новые движения" – всплеск автивности ведет к теоретической активности. Человек как перманентный участник перманентного движения. Микросоциальный уровень.
- её/его экономико-социальное положение;
- её/его семейный опыт;
- её/его опыт в производственном/учебном окружении;
- влияние с.м.и. на неё/него;
- её/его повседневный опыт (не вошедший в предыдущие 3 фактора);
- её/его личностные характеристики.
Материалы к доклада:
Презентация
Статья 1 pdf
Статья 2 pdf