Сотрудники лаборатории выступили на «Ананьевских чтениях»
На прошлой неделе 10 сотрудниц нашей лаборатории вытсупили на международной научной конференции с 6 докладами.
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективыпсихологии развития» прошла с 18 по 20 октября на базе СПбГУ. Сотрудники нашего коллектива выступили с докладами в рамках 4 разных секций.
Прусова Ирина, Горохова Анна, Негинская Елизавета, Черянева Елена и Кобылина Анастасия выступили с докладом о структуре и содержании социальных представлений россиян о социально-экономических угроз. В ходе 3 исследований коллеги выяснили, что в представлениях людей отдельные глобальные экономические угрозы формируют содержательные кластеры, которые значимо различаются между собой по различным основаниям. Однако в целом уровень понимания экономических процессов и стремление людей к поиску простых решений в целом может приводить к малой вариативности представлений об экономических угрозах.
Ефимова Людмила также представила результаты своего индивидуального исследования о предикторах отношения к непрямым формам самопровеждения. Результаты её работы показали, что предикторы стигматизации людей с разными формами самоповреждающего поведения. Так, предикторами для людей с аклгольной зависимостью являются вера в справедливый мир, атрибуция ответственности и неприязнь по отношению к данной группе людей, для людей с наркотической зависимостью — атрибуция ответственности, злость и отсутствие симпатии, а для людей с расстройствами пищевого поведения — только атрибуция ответственности.
Малышева Дарья и Прусова Ирина рассказали об адаптации методики амбивалентного эйджизма. Результаты исследования показали, что полученная методика надёжна и валидна, хотя её структура и содержание отличаются от оригинальной. Коллеги объясняют это социокультурными различиями.
Ананьева Ольга и Прусова Ирина представили доклад о фактораз оправдания физического, сексуализированного и психологического насилия. Исследование с использованием моделирования структурными уравнениями, продемонстрировало, что наибольший вклад в оправдание психологического и сексуализированного насилия вносят вера в конкурентный мир, потребность в разделенной реальности, антиэгалитаризм, доброжелательный сексизм и правый авторитаризм. В оправдание физического насилия, помимо перечисленных факторов, значимый вклад вносят также доминирование и враждебные сексистские установки.
Романова Марина, Рахмалёва Дарья и Ефимова Людмила представили доклад о роли гендера, возраста, опыта и специализации врача в формировании доверия к нему. Исследование проводилось в несколько этапов, последним из которых стал метод виньеток. Одним из основных выводов исследования стало то, что при условии одинакого опыта, люди больше доверяют молодым женщинам, чем пожилым мужчинам и женщинам. А при наличии информации об опыте работы специалиста уровень доверия ему не связан с полом.
Прусова Ирина, Ананьева Ольга и Захарова Софья о роли мотивационных оснований в поддержке мифов об изнасиловании. По результатам исследования коллеги установили, что вера в конкурентный мир и потребность в порядке выступают ключевыми предикторами принятия большинства мифов об изнасиловании. Принятие мифов об изнасиловании позволяет снижать воспринимаемую угрозу (экзистенциальные мотивационные основания) и сохранять непротиворечивую и упорядоченную картину отношений между разными группами (эпистемические мотивационные основания). При этом в меньшей степени отмечается реализация потребности в разделенной реальности.
Результаты всех докладов будут опубликованы в сборнике тезисов конференции.
Ананьева Ольга Алексеевна
Стажер-исследователь
Горохова Анна Сергеевна
Стажер-исследователь
Ефимова Людмила Андреевна
Стажер-исследователь
Захарова Софья Алексеевна
Стажер-исследователь
Малышева Дарья
Стажер-исследователь
Негинская Елизавета Кирилловна
Стажер-исследователь
Прусова Ирина Сергеевна
Заведующий лабораторией
Рахмалева Дарья Максимовна
Стажер-исследователь
Романова Марина Олеговна
Младший научный сотрудник
Черняева Елена Андреевна
Стажер-исследователь