• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологи о цифровой трансформации

В Психологической газете обсуждается цифровая трансформация экономики. 

Константин Сергеевич Лисецкий, профессор, доктор психологических наук. Декан психологического факультета, заведующий кафедрой психологии развития Социально-гуманитарного института Самарского государственного университета, руководитель Центра системного консультирования, член Экспертного совета Российского психологического общества, рассказал Психологической газете о цифровой трансформации экономики: 

"

Еще совсем недавно многие ученые (особенно зарубежные) рассматривали цифровизацию экономики как способ взять под контроль все глобальные экономические процессы, сделать их не только прогнозируемыми, но даже планируемыми. Ожидания, однако, не оправдались. Оказалось, социальная реальность в ситуации глобальной неопределенности всякий раз вносит свои коррективы в самые точные экономические расчеты.

В своей работе «Цифровой провал» Т. Дейвенпорт и Дж. Уэстерман в апреле 2018 года публикуют результаты многолетнего исследования массовой цифровизации экономики и связанных с этим проблем [1].

Они описывают попытки цифровой трансформации продуктов и услуг, предпринятые крупнейшими компаниями. Цифровая индустриализация компаний включала в себя разработку впечатляющих цифровых инструментов, внедрение датчиков во многие продукты, разработку мощных платформ для интернета вещей и, в конечном итоге, полную трансформацию бизнес-модели для производственных решений. Цифровая трансформация затрагивала также процессы, связанные с внешним взаимодействием, — отношения с поставщиками и продажи. Компании потратили значительные средства на развитие цифровых продуктов, перестройку инфраструктуры и сопровождение бренда, привлекли огромное внимание СМИ. Некоторые показатели деятельности, такие как рентабельность, начали улучшаться, но курс акций этих компаний стагнировал годами, что привело к недовольству акционеров и инвесторов. Переход на цифровые технологии не окупился быстро и в достаточном объеме.

В 2014 году компании GeneralElectric, Lego, Nike неожиданно вдвое сократили свои цифровые подразделения. Procter&Gamble претендовала стать «самой цифровой компанией на планете», но тоже столкнулась с проблемами роста в сложных экономических условиях. Burberry намеревалась стать лучшим в мире цифровым брендом класса «люкс», но после первых успехов показатели также начали ухудшаться. Компания Ford активно инвестировала в цифровые инициативы, но столкнулась со снижением роста цен на акции в связи с проблемами издержек и качества в других подразделениях компании [1].

Если взглянуть на ситуацию с точки зрения социальной психологии, опираясь на работы Т. Дейвенпорта, Дж. Уэстермана и др., можно сформулировать несколько предположений.

Во-первых, множество факторов, таких как бизнес-модель, востребованность продуктов, уровень покупательной способности граждан, даже мода, могут повлиять на успех крупной или мелкой компании сильнее, чем её цифровые инструменты. Это значит, что не следует рассматривать цифровые инновации как единственный путь к процветанию компаний и общества.

Во-вторых, опираясь на выводы, сделанные Т. Дейвенпортом, Дж. Уэстерманом, цифровые инструменты нельзя просто купить или подключить к организации, они многогранны, быстро распространяются, но состоят не только из технологий. Комплексная концепция развития мира «Общество 5:0» расширяет известную концепцию «Индустрия 4:0» и не ограничивается только лишь производственным сектором, а решает социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства.

В-третьих, цифровая трансформация — это постоянный процесс, меняющий способ ведения производства и бизнеса в целом, однако этот процесс осуществляют люди и, что особенно важно, для людей. Без учета динамики человеческих потребностей и мотивов, осознаваемых и неосознаваемых, меняющихся ценностей и убеждений, без учета динамики интересов и предпочтений, без понимания социально-психологических противоречий и механизмов цифровая экономика не сможет быть эффективной.

В-четвертых, важно соотносить производственные, цифровые инвестиции и инвестиции в человеческий капитал в условиях возрастающей неопределенности, сложности и разнообразия текущей реальности."

Подробнее в Психологической газете