Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
«ЭКОПСИ Консалтинг» — крупнейшая в России компания, специализирующаяся в сфере управленческого и HR-консалтинга. Цель кафедры — развитие у студентов компетенций, необходимых для прикладных исследований и работы по специальности в государственных, коммерческих и некоммерческих организациях, повышение конкурентоспособности выпускников НИУ ВШЭ на рынке высококачественных консалтинговых услуг путем передачи им опыта практической работы – как через учебный процесс, так и в проектах компании.
Зигмунд Фрейд однажды высказал любопытную мысль, которую с поправкой на эпоху можно перевести так: «Психическое здоровье — это способность получать удовольствие от работы и от любви»[1]. Книгами про удовольствие от любви легко заполнить не один книжный стеллаж. Работе повезло меньше: удовольствию от работы посвящено не так много текстов, и сводятся они по большей части к тому, как превратить хобби в заработок, — а это все же довольно ограниченный рецепт счастья.
Книга, про которую вы читаете, не дает рецептов вовсе. Это не кулинарное пособие, не пошаговая инструкция и не конструктор. HR-специалист, который хочет с минимум усилий (и вовлеченности) решить поставленную перед ним четкую задачу, будет, возможно, разочарован.
Но это вовсе не значит, что перед вами академический труд, интересный лишь теоретикам. Просто ключевые идеи этой книги не превратишь легким движением в единый универсальный рецепт. Пытаясь совсем кратко сформулировать для себя ее суть, я вспомнил фразу, брошенную как-то Энди Уорхолом: «От занятий любовью до занятий искусством самое интересное — ими не заниматься». Парадоксальный принцип Уорхола можно применить и к работе: мы по-настоящему счастливы в своей рабочей жизни тогда, когда не занимаемся работой как работой — то есть рутиной для зарабатывания средств к существованию. Книга Андрея Онучина указывает путь к такому счастью и предлагает множество ориентиров тем, кто готов пройти по нему и провести других. Она станет прекрасным путеводителем — но проложить маршрут каждый должен сам.
Я думаю, такие читатели найдутся, во-первых, среди менеджеров, которые хорошо знают, насколько важен человеческий капитал для бизнеса, и хотят наполнить свою организацию искренне вовлеченными сотрудниками. А во-вторых, среди людей, выполняющих какую бы то ни было работу (а это без малого все взрослое население планеты) и желающих проводить эту часть своей жизни более приятно и осмысленно.
Руководителям эта книга покажет, как различаются ценности людей и способы влиять на вовлеченность от эпохи к эпохе, от компании к компании, от одной отрасли к другой, от региона к региону. Поможет разобраться, какого уровня вовлеченность нужна конкретной организации (нет, вовсе не обязательно максимальная), какая поддержка необходима со стороны системы управления, системы отношений в коллективе, корпоративной культуры и есть ли эта поддержка. Обозначит границы вовлеченности как инструмента решения тех или иных управленческих задач.
Сотрудникам книга поможет преодолеть отчужденность от своего труда, найти в работе по найму пространство для предпринимательского подхода, перейти от тиражируемой продуктивности к созданию уникальности.
В вашем распоряжении — наполненная цифрами, фактами, идеями, результатами исследований и примерами из практики квинтэссенция обширнейшего опыта. У автора этой книги за плечами четверть века в консалтинге и преподавании. Два десятка лет Андрей Онучин работает в «ЭКОПСИ» и почти все это время занимается социологией бизнеса.
Однако биография Андрея намного шире и интереснее этого официального послужного списка. Свою трудовую жизнь он начал с летней подработки пастухом, когда был еще школьником. После школы получил квалификацию регулировщика радиоаппаратуры, работал на заводе и занимался настройкой и обслуживанием контрольно-измерительных приборов. В армии служил начальником радиостанции в горячих точках. После демобилизации был вздымщиком — занимался заготовкой смолы. Потом работал электрослесарем. Затем поступил на факультет психологии МГУ, получил специальность психолога и преподавателя психологии. Начал вести тренинги и группы психологической помощи для инвалидов. После занялся маркетинговыми и политическими исследованиями. И лишь после этого попал в мир кадрового и управленческого консалтинга.
Консультантов иногда упрекают (как правило, другие консультанты) в оторванности от жизни. Адресовать такой упрек Андрею, очевидно, невозможно. Он близко знаком со всеми культурами — архаичной крестьянской, иерархичной армейской, индустриальной заводской, постиндустриальной — университетской и консалтинговой. Его опыт — это невероятно разносторонний и богатый сплав теории и практики. Я не знаю, кто лучше него мог бы подойти на роль автора Первой Большой Книги о вовлеченности персонала. И я завидую вам, дорогой читатель: у вас впереди интереснейшее путешествие, которое доставит вам много интеллектуального удовольствия и, скорее всего, изменит ваши отношения со своей работой и с людьми, за которых вы в ответе.
Книга представляет собой фундаментальное практическое руководство по управлению Вовлеченностью кадрового корпуса организации как одним из ключевых психологических факторов ее долгосрочной жизнеспособности и успешности. Автор является многолетним руководителем соответствующей практики крупнейшей отечественной консалтинговой компании «ЭКОПСИ Консалтинг», и одновременно – сотрудником базовой кафедры компании "ЭКОПСИ Консалтинг". На мой взгляд, подобное сочетание самым позитивным образом сказалось, в том числе, и на его нынешней книге.
С одной стороны, она написана на высоком научно-теоретическом уровне и систематически опирается на фундаментальные достижения современной академической социальной и организационной психологии. С другой стороны, она в концентрированном виде аккумулирует в себе многолетние результаты собственной консалтинговой практики автора и его сотрудников, полученные на базе реализованных ими комплексных проектов по диагностике и управлению Вовлеченностью в крупнейших отечественных организациях, а также в ведущих компаниях ряда стран СНГ и Восточной Европы. Благодаря этому, книга содержит в себе множество интереснейших практических примеров, наглядно иллюстрирующих те или иные авторские выводы.
Помимо этого, она включает не менее яркие и убедительные примеры из художественно-публицистической литературы, а также сюжетов мирового художественного кинематографа. Книга имеет безупречно четкую, логически преемственную, композиционную структуру и написана хорошим литературным языком, в силу чего ее приятно читать.
Автор производит обзорно-критический анализ ведущих современных концепций Вовлеченности, после чего предлагает собственное развернутое описание данного конструкта, справедливо рассматривая Вовлеченность как комплексное, многофакторное образование, включающее в себя три содержательно отличные, необходимым образом дополняющие друг друга составляющие:
1. «Увлеченность работой»
2. «Приверженность компании»
3. «Инициативность»
Каждая составляющая, в свою очередь, вбирает в себя целый ряд более специфических измерений, содержание которых также неизменно получает свое строгое, развернутое и, в тоже время, вполне доступное читательскому пониманию раскрытие.
Рассматривая интегральную структуру Вовлеченности, автор наглядно показывает, что в фокусе внимания руководства организации должны находиться все ее компоненты, поскольку в противном случае Вовлеченность сотрудников приобретает однобокий, деформированный характер (например, сводится лишь к eNPS) и потому не только не выполняет полноценно своих функций, но, напротив, может оказывать сугубо деструктивное воздействие на итоговую бизнес-эффективность организации.
Далее автор выделяет и подробно рассматривает ключевые внешне средовые и внутриорганизационные факторы («драйверы»), лежащие в основе формирования и поддержания высокого уровня Вовлеченности сотрудников, а также обсуждает те конкретные вклады (как конструктивные, так, увы, и негативные), которые способны внести собственники компаний и представители менеджмента различных уровней в данный процесс.
Фундаментальная важность изучения и практического учета этих факторов состоит в том, что, – не встраиваясь в итоговую структуру Вовлеченности в качестве ее составляющих, - они выступают ее базовыми детерминантами, в силу чего, выделяя и целенаправленно воздействуя на эти драйверы, можно успешно управлять производными от них компонентами Вовлеченности персонала. Здесь же автор показывает, каким образом способны повлиять на Вовлеченность различные организационные культуры и, в частности, культура «Принадлежности» (семейно-патерналистская), культура «Правил и порядка» (бюрократическая), культура «Успеха» (рыночно-достиженческая), культура смелого «Подвига» и т.д.
Несомненным достоинством обсуждаемого издания является и то, что автор рассматривает Вовлеченность не «вообще», т.е. безотносительно к cложившимся организационным реалиям, а применительно к тому или иному конкретному внешнему и внутриорганизационному контексту, раскрывая, в частности, динамику Вовлеченности на разных этапах и, в том числе, на «крутых виражах» организационного развития (стратегическая трансформация, острый кризис и т.д.), а также обсуждает тот специфический вклад, который наличие или, напротив, отсутствие Вовлеченности, способно внести в успешное решение ключевых задач данных этапов.
Помимо этого, автор обосновывает полезность процедуры периодического мониторинга Вовлеченности применительно к различному организационному контексту (о котором говорилось выше); раскрывает базовые преимущества и ограничения подобного мониторинга, производимого силами либо внутренних, либо внешних профильных экспертов; а также дает конкретные практические, многократно выверенные, рекомендации относительно того, каким именно образом руководству организации следует интерпретировать итоговые результаты произведенного мониторинга, избегая при этом риска попадания в «капкан» типичных ошибок и обманчивых самоуспокоительных иллюзий.
Отмечая несомненные достоинства книги, хотелось бы предупредить будущих читателей: данное чтение, отнюдь, нельзя отнести к разряду легкого. В силу комплексности и глубины содержания, эту книгу нельзя читать «по диагонали», а исключительно построчно, причем, неоднократно останавливаясь и вдумчиво переваривая прочитанное.
Это одно из тех, относительно немногих, деловых изданий, которые можно смело рекомендовать для пополнения личной профессиональной библиотеки, поскольку к содержащимся в нем обширным материалам, выводам и рекомендациям придется возвращаться не один раз. Книга будет весьма полезна самым различным категориям читателей: организационным руководителям всех уровней, HR-директорам и HR-партнерам, организационно-управленческим консультантам, академическим организационным психологам и студентам профильных психологических специализаций, а также слушателям программ MBA.
Автор рецензии: Лев Кириллов, доцент факультета Психологии РАНХиГС, магистратура специализации «Психология орг.управления»