Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 20, каб. М20-546
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *111-29
E-mail: vtiutiuriukov@hse.ru
Теория налогов имеет большое значение для государственного управления, для социально-экономического развития страны, и для успешного разрешения сложных налоговых вопросов. Авторы данного учебника формируют комплексный взгляд на налоги как явление, имеющее экономические, политические, правовые, социальные и психологические аспекты. Основное внимание уделено экономической сущности налогов, их функциям, принципам налогообложения, а также вопросам распределения налогового бремени в условиях различных рынков. Авторы рассматривают также налоговые стимулы, налоговую нагрузку, налоговую справедливость, и макроэкономические последствия налогообложения. Содержание глав иллюстрируется рисунками и таблицами. Каждая глава завершается вопросами для обсуждения. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 («Экономика»), профиль для бакалавриата «Налоги и налогообложение». Он также будет полезен для преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся в иных областях экономики и управления, и для специалистов в области налогов и налогообложения, желающих самостоятельно повысить свою квалификацию.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов обязаны оказывать поддержку социально ориентированным НКО на территории своих муниципальных образований.НКО в ряде случаев способны оказывать более качественные услуги в социальной сфере, чем муниципальные учреж- дения. Их имеет смысл привлекать к решению не только вопросов местного значения, но и других задач.
В сборник включены опубликованные в 2000–2018 гг. работы А.М. Лаврова, одного из ведущих специалистов в сфере общественных финансов, написанные как им лично, так и в соавторстве, а также подготовленные им для данного издания материалы. Кроме того, в сборник вошли тексты утвержденных Правительством Российской Федерации программ (концепций) бюджетных реформ. В совокупности они образуют предложенную автором модель «оптимальной бюджетной де централизации», характеризующуюся одинаковыми элементами реформ межбюджетных отношений, бюджетного процесса, оказания бюджетных услуг и связанного с ними мониторинга качества управления общественными финансами. Основными требованиями этой модели являются конкуренция за финансовые ресурсы и «жесткость» бюджетных ограничений. Автор доказывает, что «оптимальная бюджетная децентрализация» является базовой предпосылкой для повышения эффективности бюджетных расходов. В сборнике анализируются предпосылки, реализация и результаты бюджетных реформ 2000-х — 2010-х годов, а также обсуждаются варианты их продолжения в среднесрочной перспективе.
Для специалистов государственных и муниципальных органов, экспертно-научных организаций, преподавателей вузов, студентов старших курсов, магистров и аспирантов, занимающихся вопросами общественных финансов, государственного и муниципального управления.
Обладая разными потенциалами промышленности и человеческого развития, Россия и Китай с помощью налоговых инструментов реализуют социально-экономическую политику. Авторы анализируют изменения в налоговой политике Китая в 2018-2019 гг. и проводят сравнение с решениями в тех же областях в России. Показано, что налоговая реформа Китая направлена на повышение благополучия населения и развитие экономики через формирование платежеспособного спроса, в то время как Россия в первую очередь заинтересованав гарантировании налоговых поступлений в бюджетную систему.
данная статья содержит алгоритм определения резервов и возможностей ВУЗа по организации курсов для подготовки специалистов для НКО, проведена систематизация расходов, связанных с реализацией учебных курсов и определены возможные точки роста ВУЗов и возможный социально-экономический результат.
В то время как в отечественной литературе социальная функция налогов освещается либо с теоретической точки зрения, либо с помощью примеров отдельных налогов без обобщения, авторы данной статьи предлагает комплексное рассмотрение вопроса. Социальная функция налогов в России раскрывается с юридической, экономико-политической и практической сторон на примерах НДФЛ и НДС. Выявляя слабые места в реализации этой функции в российских условиях, авторы предлагают подходы к ее усилению.
Сборник включает в себя полные тексты базовых образовательных программ для системы дополнительного профессионального образования по вопросам развития некоммерческого сектора и СО НКО, разработанные и апробированные в ходе реали- зации проекта «Университеты – гражданскому обществу», а также подборку ключевых нормативно-правовых актов и документов по вопросам развития некоммерческого сектора и участия социально ориентированных некоммерческих организаций в ока- зании услуг в социальной сфере для их использования в ходе образовательного про- цесса. В сборнике представлено описание модели участия вуза в развитии СО НКО и некоммерческого сектора в регионе. Сборник подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предостав- ленного Фондом президентских грантов.
В данной статье автор проводит сравнительный анализ положений международных договоров о формировании Евразийского экономического союза и его предшественников, а также документов, формулирующих налоговую политику каждого из его государств-участников. Хотя предыдущие исследования автора показывали многие схожие черт налоговых систем государств-участников ЕАЭС, в данном случае делается вывод о частичной налоговой гармонизации и открытой налоговой конкуренции между государствами-участниками ЕАЭС.
При толковании китайских нормативно-правовых актов за рубежом возникают различного рода проблемы и сложности. В случае с КНР их порождают различные правовые парадигмы и неодинаковый уровень детализированности законов в странах-партнерах КНР. Налоговым службам и судам Австралии и других стран, куда обращаются с запросами о признании участников сделки резидентами Китая и о зачете налогов, уплаченных в этой стране, приходится во многом полагаться на собственное толкование.
В статье сравниваются подходы австралийских и российских налоговых органов и судов к толкованию и применению норм зарубежного права. Дан анализ проблем, затронутых профессором Н.Шарки в части перевода и толкования норм китайского права в Австралии при трансграничном налогообложении. Проанализированы схожие и отличительные черты применения норм иностранного права росссийскими судами.
В 2005–2016 гг. существенно возросли объем государственного долга и долговая нагрузка на бюд- жеты субъектов РФ. При этом субъекты РФ демонстрировали качественно различные тенденции в динамике государственного долга. В статье представлены результаты корреляционного анализа объективных факторов, которые могли оказывать влияние на эти тенденции. Устойчивого и значи- мого влияния этих факторов не выявлено, что дает основания сформулировать гипотезу об опре- деляющем влиянии субъективных (политических) факторов и, соответственно, о необходимости повышения ответственности региональных органов власти за проводимую ими долговую политику.
В статье анализируется применение налоговых льгот в России на примере налога на имущество организаций. Авторы предлагают свое определение понятия «налоговые льготы» с учетом положений модельного Налогового кодекса государств-участников СНГ и доказывают преимущества предлагаемого определения. На примере налога на имущество организаций показано, что не всегда льготы работают на достижение экономических целей. Обосновано предложение о предоставлении налоговых льгот на период не более пяти лет. Предлагается увязывать выпадающие доходы бюджетов субъектов России из-за введенных льгот и суммы выделяемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В работе подведены итоги реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» за период с 2010 по 2016 г. и на этой основе предложены подходы к дальнейшему развитию реформы государственных и муниципальных услуг.
Используя налоги для регулирования экономики, законодатели не в полной мере используют механизм обратной связи, предоставляемый налоговой статистикой. Проведенный анализ поступлений НДС по странам ЕАЭС показывает различия в подходах стран к регулированию реального и финансового секторов, налоговому контролю, поддержке бизнеса и раскрытию налоговой статистики. По результатам анализа сформулированы предложения о дальнейшей гармонизации НДС.
Закон от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ) не только установил обязанность нормирования как отдельную стадию планирования закупок, но и определил необходимость при обосновании закупки исходить из требований нормирования закупаемых товаров, работ и услуг.