Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 221
Тел.: +7 (495) 772-95-90 *112-24
Email: shishkin@hse.ru
Кафедра обеспечивает преподавание специальных дисциплин в области организации, управления и экономики здравоохранения для бакалавров и магистров целого ряда образовательных программ. Преподаватели кафедры имеют многолетний опыт академических исследований и научно-консультативной деятельности в сфере управления и экономики здравоохранения в интересах Министерства здравоохранения РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального Фонда ОМС, региональных органов управления здравоохранением, опыт работы на руководящих постах в медицинском, страховом и фармацевтическом бизнесе.
Шишкин С. В., Шейман И. М., Алмазов А. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Arndt M. B., Abate Y. H., Abbasi-Kangevari M. et al.
The Lancet. 2025. Vol. 404. No. 10471. P. 2543-2583.
Селезнева Е. В., Потапчик Е. Г., Сажина С. В. и др.
В кн.: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. Гл. 1.7. С. 113-142.
Шишкин С.В., Шейман И.М., Власов В. В. и др.
Государственное и муниципальное управление. WP8. Высшая школа экономики, 2023. № 1.
Игорь Михайлович Шейман, сказал, что «ОМС и ДМС имеют совершенно разную природу. В обязательном страховании ставки страховых взносов устанавливаются политическим решением для страны в целом, в добровольном – на основе актуарных оценок индивидуальных и групповых рисков. Отсутствие таких оценок в ОМС делает ее не страховой по определению. «Дополняющее» ДМС, которое предлагает Минфин, с другой стороны, возможно только для застрахованных с невысокими страховыми рисками.
Более продуктивным, мне кажется, было бы формирование дополнительных программ ОМС, к которым могут присоединиться все желающие. Такие программы могут не только расширить пакет помощи, но и создать реальные возможности для развития рыночных отношений в системе. При этом возможны два варианта.
Первый – создание двух обособленных подсистем: ОМС-1 и ОМС-2. В дополнение к действующей системе формируется еще одна, основанная на расширенной страховой программе за более высокий страховой взнос. Эта программа может охватывать людей с доходом выше определенного уровня. Страховые медорганизации (СМО) будут главным оператором обособленных средств – суммы поступлений из ТФОМС по подушевому нормативу и поступлений от страховых премий непосредственно в выбранную страховую компанию. Каждая из подсистем имеет свой регуляторный режим.
Второй вариант не предусматривает обособление подсистем. Сохраняется единая система медицинского страхования с общими правилами для ее участников. Единый страховой взнос делится на две части – взнос в «общий котел» и страховая премия, уплачиваемая в выбранную СМО. Население в этой схеме добавляет свои средства за расширенный пакет услуг. Допускается вариация ставок премий по отдельным компаниям, но устанавливается требование единого размера ставки в конкретной компании – общей для всех застрахованных независимо от статуса их здоровья. Это нужно для обеспечения солидарности (здоровый платит за больного).
В мировой практике есть примеры реализации обоих вариантов: первого – в Чили, второго – в Нидерландах и Германии.
Второй вариант кажется мне более предпочтительным, поскольку любая попытка разъединить систему ведет к сужению общего страхового пула с далеко идущими последствиями для системы здравоохранения. Нельзя повторять прежние ошибки разъединения потоков средств, поступающих в медицинские организации, как это было, например, в так называемой «бюджетно-страховой модели».
Концепция без разделения потоков, на мой взгляд, больше всего совпадает с представлениями о наиболее рыночной модели ОМС. В литературе ей дано парадоксальное название – «обязательное добровольное медицинское страхование». Речь идет о том, чтобы использовать некоторые механизмы ДМС для построения менее «замороженной» системы ОМС.
При этом формируется качественно иная модель, имеющая радикальные отличия от традиционного коммерческого страхования. Механизмы ее регулирования направлены на максимально возможное совмещение развития конкуренции и сохранения общественной солидарности. Главные из методов – установление максимального размера страховой премии, определение набора видов помощи, по которым возможно свободное ценообразование, а также формирование замкнутой сети медорганизаций для клиентов определенной страховой компании.
Каковы риски такой системы? Главный риск – сложность создания страхового пула, достаточного для солидарности и распределения рисков застрахованных (заболел – выиграл, не заболел – проиграл). И чтобы его нейтрализовать, не исключено обязательное участие в этой системе всех граждан.
Такие схемы, замечу, сильно отличаются от упрощенного представления системы «ОМС+ДМС» как страхового «соплатежа» за дополнительные услуги. Мой главный призыв – нужно строить новую систему, а не латать старую».
Подробнее на сайте журнала.
Кафедра управления и экономики здравоохранения: Профессор