Делегация лаборатории на конференции по клиодинамике
С 20 по 23 мая 2013 г. в г. Владивосток на базе Дальневосточного Федерального университета прошла международная конференция "Клиодинамика: математическое моделирование исторических и социально-кономических процессов". Одна из секций "Клиодинамика как инструмент анализа рисков социально-политической дестабилизации" была организована лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ЦФИ ВШЭ, в составе Андрея Коротаева, Леонида Исаева, Сергея Малкова, Юлии Зинькиной и Алисы Шишкиной.
С 20 по 22 мая 2013 г. в Научной библиотеке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) во Владивостоке прошла конференция«Клиодинамика: математическое моделирование исторических и социально-экономических процессов», посвященная одному из новых направлений в научной области – клиодинамике. Среди участников конференции, организованной ДВФУ совместно с Институтом прикладной математики ДВО РАН и Институтом истории, археологии и этнографии ДВО РАН, можно было встретить ученых из Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Новосибирского государственного университета, Уральского отделения Российской академии наук, Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», Приволжского федерального университета и других организаций. В центре внимания организаторов конференции оказались проблемы моделирования неустойчивых (синергетических) исторических процессов, построение пространственных, демографических, экономических моделей, моделирование влияния природных факторов на исторические процессы, вопросы прогнозирования, возможности и ограничения моделирования будущего.
В рамках конференции были представлены доклады, охватывающие весьма широкий спектр проблем: к примеру, биологические корни социальной организации (Е. Е. Скурихин), неустойчивость социально-эномических процессов (С. Ю. Малков), структурно-демографические риски гуманитарных бедствий в тропической Африке (Дж. Голдстоун, А. В. Коротаев), математическое моделирование динамики труда и капитала в (М. Ю. Хавинсон), Стабильность политической системы современного Ирана (Н. А. Филин), женская занятость и ислам (Л. М. Исаев) и пр. А. Р. Шишкина представила доклад, касающийся довольно актуальной на сегодня темы: «Исламский фактор и распространение СПИДа в Африке», выдвинув предположение о существовании обратной корреляции между этими двумя показателями.
Одной из наиболее запоминающихся стала презентация коллективного труда В. А. Садовничего, А. А. Акаева, А. В. Коротаева и С. Ю. Малкова, посвященного моделированию и прогнозированию мировой динамики. Авторы выдвигают методологию среднесрочного социально-экономического моделирования и прогнозирования, которая основывается на кондратьевских больших циклах экономической конъюнктуры, для системного анализа мировой динамики, а также построения сценариев развития России. По их мнению, использование данной методологии позволяет выявить точки кризисов, рецессий и бифуркаций, тем самым повышает точность и надежность прогноза.
Клиодинамика представляет собой междисциплинарную область исследований, в рамках которой особое внимание уделяется возможности и методам математического моделирования социально-исторических процессов и событий. Своим названием эта дискуссионная и не всегда признаваемая в научной среде дисциплина обязана американскому ученому советского происхождения П. В. Тручину, в 2003 предложившему ввести в научный оборот термин «клиодинамика» (в честь Клио – музы истории в греческой мифологии). Основоположниками клиодинамики, таким образом, можно считать уже упомянутого выше П. В. Турчина, Дж. Голдстоуна, С. П. Капицу, Л. И. Бородкина, А. В. Коротаева, С. Ю. Малкова, С. В. Циреля. Значительный вклад в развитие данного направления науки также внесли С. А. Нефедов, Ю. Н. Павловский и другие.
П. В. Турчин рассматривал в качестве эмпирической основы клиодинамики клиометрию (использование количественных методов в исторических исследованиях), однако отмечал, что эти две науки взаимозависимы – то есть, последняя также нуждается в теориях и моделях, продуцируемых клиодинамикой. Основная задача клиодинамики, таким образом, заключается в том, чтобы объединить в одной плоскости две на первый взгляд абсолютно непересекающиеся между собой науки – историю и математику – с целью выявления и изучения исторических закономерностей на базе анализа социальных процессов.
Тем не менее, чтобы стать самостоятельной отраслью науки, клиодинамике еще предстоит проделать достаточно долгий путь. Причем здесь необходимо учесть актуальные вопросы как математики, так и истории, поскольку клиодинамика априори расположена на пересечении обеих наук. Именно поэтому и возникают наиболее спорные вопросы в области истории (принципиальная необходимость применения количественных методов анализа в исторической науке), а также необходимость внедрения в достаточно «спорную» математическую область (относительно целесообразности использования линейных моделей для оценки исторических процессов и реалистичности применения нелинейных моделей).
Все это, с одной стороны, задает достаточно высокую планку для ученых, работающих на стыке двух системообразующих наук, а, с другой – возводит апологетов данной отрасли знания в ранг «первооткрывателей», раскрывающих для всех заинтересованных лиц абсолютно новое научное знание.
В этом и есть основная ценность конференции «Клиодинамика: математическое моделирование исторических и социально-экономических процессов». Особенно отрадно, что данное мероприятие проходило именно на Дальнем Востоке, что дало уникальную возможность для заинтересованных исследователей из Тихоокеанского региона приобщиться к такой небезынтересной науке. Весьма красноречивым и показательным является и тот факт, что по «удельному весу» членов-корреспондентов и академиков РАН данная конференция является лидирующей на территории Российской Федерации: каждый четвертый участник конференции имел аффилиацию с Академией.
Есть основания предполагать, что клиодинамика является весьма амбициозным и многообещающим «проектом», способным по-иному взглянуть на историческое знание, внести свой количественный опыт в осознание и оценку исторических процессов. Именно в этом и кроются обширные возможности клиодинамики: ее восприимчивость к количественным методам исследования в совокупности с качественными. Наконец, еще одной уникальной особенностью клиодинамики, бесспорно, является ее всеобемлемость: как уже было отмечено выше, на конференции в Дальневосточном федеральном университете можно было услышать целый спектр выступлений, относящихся к самых разным отраслям знания: от биологии и эпидемиологии до океанологии и демографии.
Тем не менее, как уже было отмечено выше, клиодинамика как новое направление в научной деятельности весьма неоднозначно воспринимается в академической среде: так, некоторые ученые (к примеру, С. П. Капица) призывают особенно внимательно относиться к использованию математического подхода при изучении общественных явлений, а историки глубоко скептически (а порой и вовсе негативно) оценивают возможности применения такого рода методов для анализа исторических процессов. Одним из аргументов против клиодинамики выступает критика общих законов исторического развития: так, в частности, специалист по культурной истории Р. Дарнтон отмечает важную роль случайностей в истории, которые не могут быть отслежены такого рода наукой и учтены в дальнейшем прогнозировании.
Как бы то ни было, клиодинамика – еще достаточно молодое направление научной деятельности, в рамках которого предпринимаются попытки осуществления одной из наиболее актуальных на данный момент функций социально-политических наук – прогнозирования рисков дестабилизации. О необходимости и плодотворности междисциплинарного подхода в современной науке много говорилось и говорится, и в этом аспекте клиодинамика может стать интересным ресурсом поиска методов анализа, несмотря на наличие в настоящее время некоторых противоречий в постановке и реализации задач.