• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.331

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12018

E-mail: method@hse.ru

Руководство
заведующая кафедрой Козина Ирина Марксовна
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: заместитель заведующего кафедрой Зангиева Ирина Казбековна
Книга
Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований

Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К. и др.

М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023.

Глава в книге
(In)Tolerance in the Black Sea Region

Almakaeva A., Chervinsky I., Mikhailova N.

In bk.: Social Values and Identities in the Black Sea Region. Lexington Books, 2023. Ch. 10. P. 219-238.

Препринт
Introducing the COVID-19 crisis Special Education Needs Coping Survey.

Dukes D., Van Herwegen J., Bolshakov N. et al.

February 16. . PsyArXiv, 2021

Идея книги — поделиться исследовательским опытом

В Издательском Доме НИУ ВШЭ вышла книга "Как собрать данные в полевом качественном исследовании". Как она создавалась, о чем она и кому будет интересна, рассказывают ее авторы.

Книга «Как собрать данные в полевом качественном исследовании» — это  работа трех социологов — Александрины ВанькеЕлизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой. Авторы  описывают совместный опыт участия в полевых исследовательских проектах.   Книга подготовлена в жанре методического пособия how to do и содержит  множество примеров  полевых ситуаций, стратегий доступа в поле, инструментов полевого проекта, вариантов исследовательских решений.

Елизавета Полухина, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ:

После нескольких полевых проектов и экспедиции мы с коллегами поняли, что накопили довольно масштабный архив с исследовательскими материалами – информированные согласия, гайды интервью, формы для наблюдений, ментальные карты и множество других визуальных данных. Периодически от коллег-социологов поступали запросы  рассказать и поделиться исследовательскими решениями, документами, техниками. А потом у нас появилась идея оформить наши наработки в общую книгу для описания опыта, рефлексии о нем, расширения представлений о способах сбора данных и демонстрации разнообразия.

В дальнейшем, в работе над пособием нам помогли рекомендации и комментарии наших уважаемых коллег-рецензентов – Анны Семеновны Готлиб, Натальи Вадимовны Веселковой и Ильи Ефимовича Штейнберга. А забавные комиксы молодого дизайнера Алексея Бровенко, как мне видится, «оживляют» описываемый нами процесс полевого исследования. Эта книга – лишь первая из задуманных, и сейчас подготавливается вторая, посвященная практикам анализа данных. Мы существенно расширили состав авторов, так как очень хотим показать разнообразие практик и методов.

Александрина Ваньке, научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, докторант Школы социальных наук Манчестерского университета:

Настоящая книга раскрывает наш авторский методический подход к сбору данных в полевом качественном исследовании, созданный в процессе совместных эмпирических проектов. В то же время, она содержит примеры из опыта, который каждая из нас приобрела за время своей индивидуальной профессиональной деятельности. Такой формат изложения позволил нам обобщить и показать многовариантность возможных методических приемов, к которым прибегают исследователи в полевых ситуациях.

На мой взгляд, все это должно натолкнуть читателей на мысль о том, что одного правильного решения здесь нет, но есть возможность выбирать из коробки с инструментами те, которые наилучшим образом подходят для конкретной ситуации в поле. Скорее, книга приглашает читателей к размышлению о применении этих методических инструментов, уделяя особое внимание этическим моментам, и оставляет пространство для экспериментов и изобретения новых техник. 

Анна Стрельникова, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Методы сбора данных – это та часть исследовательского багажа, которая, как считается, довольно медленно устаревает. Однако в данном учебном пособии мы хотели немного оспорить это утверждение и показать, что при выборе методов всегда есть место творчеству (а оно, конечно, опирается на сам контекст исследовательской ситуации в каждом конкретном проекте). Мы предлагаем гибкие классификации и поясняем, что каждое поле становится испытательной лабораторией для привычных методов, адаптируя и меняя их.

Нам приходилось сталкиваться с парадоксальным мнением, что методическая тематика – это что-то узкое, даже второстепенное по отношению к содержательным сюжетам. Мы хотели показать, что это не так, и наша книга – не про обособленный процесс сбора данных, а скорее про их кругооборот. Мы описываем, например, особенности возвращения данных в поле через различные открытые мероприятия и опыт нашего сотрудничества с работниками музеев и другими «неакадемическими» акторами,  обсуждаем архивирование данных как неотъемлемую часть воспроизводства знания.

Еще отмечу, что за то время, пока книга была в издательстве и готовилась к печати (а это почти три года!), у нас вышли статьи, которые расширяют и дополняют некоторые сюжеты из учебного пособия. Например, это статьи про визуальный дневник и про геолокационные данные.