Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.331
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12018
E-mail: method@hse.ru
Троцук И. В., Стрельникова А. В., Савинская О. Б. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Iarskaia-Smirnova E. R., Bolshakov N., Walker C.
Children and Youth Services Review. 2025. Vol. 169.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 107-119.
Dukes D., Van Herwegen J., Bolshakov N. et al.
February 16. . PsyArXiv, 2021
Книга «Как собрать данные в полевом качественном исследовании» — это работа трех социологов — Александрины Ваньке, Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой. Авторы описывают совместный опыт участия в полевых исследовательских проектах. Книга подготовлена в жанре методического пособия how to do и содержит множество примеров полевых ситуаций, стратегий доступа в поле, инструментов полевого проекта, вариантов исследовательских решений.
После нескольких полевых проектов и экспедиции мы с коллегами поняли, что накопили довольно масштабный архив с исследовательскими материалами – информированные согласия, гайды интервью, формы для наблюдений, ментальные карты и множество других визуальных данных. Периодически от коллег-социологов поступали запросы рассказать и поделиться исследовательскими решениями, документами, техниками. А потом у нас появилась идея оформить наши наработки в общую книгу для описания опыта, рефлексии о нем, расширения представлений о способах сбора данных и демонстрации разнообразия.
В дальнейшем, в работе над пособием нам помогли рекомендации и комментарии наших уважаемых коллег-рецензентов – Анны Семеновны Готлиб, Натальи Вадимовны Веселковой и Ильи Ефимовича Штейнберга. А забавные комиксы молодого дизайнера Алексея Бровенко, как мне видится, «оживляют» описываемый нами процесс полевого исследования. Эта книга – лишь первая из задуманных, и сейчас подготавливается вторая, посвященная практикам анализа данных. Мы существенно расширили состав авторов, так как очень хотим показать разнообразие практик и методов.
Настоящая книга раскрывает наш авторский методический подход к сбору данных в полевом качественном исследовании, созданный в процессе совместных эмпирических проектов. В то же время, она содержит примеры из опыта, который каждая из нас приобрела за время своей индивидуальной профессиональной деятельности. Такой формат изложения позволил нам обобщить и показать многовариантность возможных методических приемов, к которым прибегают исследователи в полевых ситуациях.
На мой взгляд, все это должно натолкнуть читателей на мысль о том, что одного правильного решения здесь нет, но есть возможность выбирать из коробки с инструментами те, которые наилучшим образом подходят для конкретной ситуации в поле. Скорее, книга приглашает читателей к размышлению о применении этих методических инструментов, уделяя особое внимание этическим моментам, и оставляет пространство для экспериментов и изобретения новых техник.
Методы сбора данных – это та часть исследовательского багажа, которая, как считается, довольно медленно устаревает. Однако в данном учебном пособии мы хотели немного оспорить это утверждение и показать, что при выборе методов всегда есть место творчеству (а оно, конечно, опирается на сам контекст исследовательской ситуации в каждом конкретном проекте). Мы предлагаем гибкие классификации и поясняем, что каждое поле становится испытательной лабораторией для привычных методов, адаптируя и меняя их.
Нам приходилось сталкиваться с парадоксальным мнением, что методическая тематика – это что-то узкое, даже второстепенное по отношению к содержательным сюжетам. Мы хотели показать, что это не так, и наша книга – не про обособленный процесс сбора данных, а скорее про их кругооборот. Мы описываем, например, особенности возвращения данных в поле через различные открытые мероприятия и опыт нашего сотрудничества с работниками музеев и другими «неакадемическими» акторами, обсуждаем архивирование данных как неотъемлемую часть воспроизводства знания.
Еще отмечу, что за то время, пока книга была в издательстве и готовилась к печати (а это почти три года!), у нас вышли статьи, которые расширяют и дополняют некоторые сюжеты из учебного пособия. Например, это статьи про визуальный дневник и про геолокационные данные.