• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.331

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12018

E-mail: method@hse.ru

Руководство
заведующая кафедрой Козина Ирина Марксовна
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: заместитель заведующего кафедрой Зангиева Ирина Казбековна
Книга
Альманах «Исследуя сообщество глухих: 1»

Под науч. редакцией: Н. В. Большаков, В. В. Колесников

М.: V–A–С Press, 2024.

Статья
Elena Bogdanova. Complaints to the Authorities in Russia: A Trap between Tradition and Legal Modernization. London: Routledge, 2021

Полухина Е. В.

Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2024. Т. 16. № 1. С. 135-138.

Глава в книге
Inclusive Vocational Education in Russia

Bolshakov N.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 107-119.

Препринт
Introducing the COVID-19 crisis Special Education Needs Coping Survey.

Dukes D., Van Herwegen J., Bolshakov N. et al.

February 16. . PsyArXiv, 2021

Адаптивные системы не адаптировались в вузах

Адаптивные системы не адаптировались в вузах

Учиться в вузе станет легче, если подгонять программу под каждого студента — выявлять «белые пятна» в его знаниях и правильно компоновать материал. Справляется ли с этим искусственный интеллект? Исследователи из Вышки — Ксения Вилкова (Центр социологии высшего образования) и Даниил Лебедев (Международная лаборатория исследований социальной интеграции и кафедра методов сбора и анализа социологической информации) — изучили адаптивные технологии, которые применяются в университетах мира, их плюсы и минусы и ответили на вопрос, что мешает широко использовать их в высшем образовании.

Эксперты изучили ведущие адаптивные системы, в том числе достаточно популярные Pearson, Smart Sparrow, ALEKS. Каждая из них по-своему подбирает студенту индивидуальный план: на основе тестов определяет, что он знает, а что нет, и учитывает различные характеристики личности. Одни предлагают студенту дополнительные материалы по темам, которые он знает плохо, другие комбинируют задания разного уровня трудности, третьи подбирают материал курсов таким образом, чтобы студенту было легче его усвоить. Такие системы еще не используются массово, и, как отмечают авторы, доказательных исследований их эффективности не так много.

У всех адаптивных систем — общие проблемы. Они могут оперировать только числами, формулами и символами, поэтому область их применения остается ограниченной. Это дисциплины STEM и некоторые области медицины — в частности, анатомия и физиология. Применять искусственный интеллект в гуманитарных сферах пока что удается редко. Не справляются системы и с измерением сложных конструктов: если предшествующий опыт обучения оценивают относительно легко, то с другими личностными характеристиками, например, стилем обучения, всё не так очевидно. Наконец, создание и настройка таких систем остается слишком дорогой — специально под них нужно разрабатывать большие объемы учебного материала. Поэтому ключевыми игроками на рынке адаптивного обучения стали крупные корпорации, а не университеты, которые исследуют эту тему. «Мы можем оказаться в ситуации, где компании будут руководствоваться, скорее, получением прибыли, а не педагогическими принципами», — предупреждают исследователи.

Доклад «Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против» вышел в серии «Современная аналитика образования». Его полную версию можно прочитать здесь: https://clck.ru/PDeVL