Социальный "политеизм" конструктивизма
11 ноября состоялся семинар Научно-учебной группы "Сакральное за пределами религиозной сферы", посвященный выявлению форм сакрального в социологических теориях, на этот раз участники Группы вновь вернулись к рассмотрению конструктивизма, так как ранее рассмотрение конструктивизма с позиции пантеизма не привело к эвристически полезным результатам. Доклад представил Руководитель НУГ Кирилл Сорвин.
Он начал обсуждение с вопроса соотношения отчуждения и аномии в контексте теоретизирования у Бергера. В ходе доклада он акцентировал свое внимание на том, что конструктивизм претендует на адекватную интерпретацию Маркса, но возможны ошибки. В частности, в понимании Бергером проблематики отчуждения. Бергер критикует Маркса за связь отчуждения с религией и отсутствие социальной теории в первобытном обществе. Бергер утверждает, что отчуждение и аномия являются взаимосвязанными явлениями. Отчуждение создает ощущение объективности институтов, что приводит к аномии при их разоблачении. При этом ключевым является разделение понимание религии у Дюркгейма и Бергера: если для первого религия строго монотеистична, потому что общество как надындивидуальная реальность воспринимается как Божественная реальность, которая дает сетку в виде дифференциации мира на профанное и сакральное, то у второго автора религия пронизывает весь мир, легитимизируя институты. Для Бергера христианство выделило трансцендентную реальность, что привело к секуляризации. Таким образом, это дает нам обоснование, что конструктивистская концепция Бергера тяготеет скорее к политеизму либо находится на грани политеизма и пантеизма.
НУГ Презентация к сем 12 Социальный политеизм конструктивизма (PPTX, 708 Кб)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.