• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Попытка осмысления социального пантеизма в социологии Питера Бергера и в структурной антропологии

29 марта состоялся пятый семинар Научно-учебной группы "Сакральное за пределами религиозной сферы". Участники обсудили сложности при попытке выработки идеи социального пантеизма в работах различных социологов. Если идею социального политеизма вполне можно обнаружить у Макса Вебера, который в некотором смысле противостоит Эмилю Дюркгейму в видении социального, то с идеей социального пантеизма возникают сложности. Это связано, с одной стороны, с концептуальной сложностью определения пантеизма, а, с другой стороны, с отсутствием четкого видения общества как пантеистического в работах социологов. Руководитель группы Кирилл Сорвин предложить рассмотреть работу американского социолога Питера Бергера "Священная завеса. Элементы социологической теории религии". Однако в видении социального как многоступенчатого процесса или номинализирующего космоса найти четкую растворенность общества во всём при обсуждении не удалось. Участники НУГа Наталья Шейдякова, Алексей Андрюшин, Артур Мусаев и Анастасия Бочкор предложили подойти к пантеизму с точки зрения структурной антропологии, так как именно во вложенных структурах (например, грамматических) можно увидеть растворенность социального мира. Участники предположили, что в случае, если структуры вложены в человека, создают определенные матрицы, то они пронизывают всё общество и определяют собой мышление человека. Однако в таком случае возникает проблема разграничения между монотеизмом Дюркгейма, где общество представляет собой надыиндивидуальную сущность и тоже пронизывает собой всё. Участники договорились в дальнейшем вернуться к этому разговору и обсудить идею пантеизма более детально.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.