• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специальный номер журнала «Public understanding of science»

В январе 2011 года был выпущен специальный номер журнала «Public understanding of science», посвященный проблеме коммуникации ученых с обществом.

В январе 2011 года был выпущен специальный номер журнала «Public understanding of science», посвященный проблеме коммуникации ученых с обществом.

 

В данном выпуске заслуживает внимание статья норвежских ученых Peter Bentley и Svein Kyvik «Academic staff and public communication: a survey of popular science publishing across 13 countries». Перед  исследователями стояла цель оценить степень распространения научно-популярной литературы, а также  ее связь с научными публикациями.  Исследование проводилось в 13 странах  - Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Финляндия, Германия, Гонконг,  Италия, Малайзия, Мексика, Норвегия, Великобритания и США.  Уровень распространения научно-популярной литературы измерялся через количество статей, написанных учеными в газетах и журналах за трехлетний период с 2005 по 2007 год. Исследование показало, что ученые в гораздо меньшей степени заинтересованы в публикациях научно-популярных статей в сравнении с публикациями в академических реферируемых изданиях. Другой, менее очевидный вывод заключался в том, что ученые, публикующие научно-популярные статьи, имеют научные публикации наиболее высокого уровня и более высокую ученую степень. Положительная связь между научными и популярными публикациями наблюдается во всех странах и во всех академических областях, а уровень распространения научно-популярной литературы изменяется в зависимости от научной сферы и страны. Данные настоящей статьи полезны для нас, поскольку в своем исследовании нас также интересует вопрос публикации российскими учеными своих статей в научно-популярных источниках, в частности вопрос их мотивации. В настоящий момент мы уже получили некоторые экспертные оценки в процессе проведения интервью касательно этого вопроса.

 

В выпуске также опубликованы статьи с исследованиями, посвящёнными изучению практики популяризации науки. Так, представлены данные по популяризационной деятельности во Франции Пабло Дженсеном (Pablo Jensen) в статье «A statistical picture of popularization activities and their evolutions in France». Данная статья представляет подробную статистическую картину о французских ученых, которые участвуют в коммуникации с общественностью. Такие результаты были достигнуты с помощью анализа практик по популяризации науки 7000 ученых по всем основным дисциплинам за период с 2004 по 2009.  Автор проанализировал влияние дисциплины, статуса, возраста и академической производительности. Результаты показали, что ученые могут быть разделены на три группы с радикально отличающимися друг от друга методами популяризации.

 

В другой статье данного выпуска «Popularization by Argentine researchers: the activities and motivations of CONICET scientists» ученые Pablo Kreimer, Luciano Levin и Pablo Jensen представили результаты исследования различных практик по популяризации науки 1700 ученых в Аргентине. В исследовании использовалась анкета, содержащая 21 вопрос по дисциплине, возрасту, статусу, интенсивности популяризационной деятельности, мотивам, различным трудностям и мнению по вопросам государственной политики в области науки. Исследование показало, что модели общественной популяризации в Аргентине существенно не отличаются от тех, которые применяются в развитых странах, а именно Франции и Великобритании. Данная ситуация противоречит данным, согласно которым существуют сильные различия между «центральными» и «периферийными» странами.

 

 

Материал подготовила Валерия Волкова