Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Демьянова А. В., Лола И. С., Андреев К. Д. и др.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Mikhaylova O., Гулина Е. В., Fomicheva E. et al.
International Journal of Adolescence and Youth. 2025. Vol. 30. No. 1.
Стрельцова Е. А., Кузина Л. С., Полякова В. В. и др.
В кн.: Жизнь онлайн: цифровая трансформация российского общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025. Гл. 7. С. 83-93.
28 февраля преподаватель департамента социологии Максим Маркин и доцент департамента интегрированных коммуникаций Ольга Афанасьева предложили студентам и всем желающим посмотреть на избирательную кампанию с точки зрения экономической социологии и теорий коммуникации. В основу обсуждения лег художественный фильм Олега Фомина «День выборов».
В начале семинара Ольга Афанасьева отметила, что в каждой предвыборной кампании должна быть особенность, способная привлечь внимание широкого круга людей. Над достижением этой цели трудится большой штат профессионалов: политтехнологов, социологов, психологов, юристов. Формирование бренда политика осуществляется с учетом местной специфики, интересов и запросов избирателей. Практическую реализацию избирательной кампании прекрасно иллюстрирует художественный фильм «День выборов».
Максим Маркин, в свою очередь, предложил рассматривать предвыборную кампанию как механизм политического инвестирования. Попытки различных групп интересов договориться с действующим политиком, как правило, сопряжены с высокими рисками. Альтернативой этой стратегии может стать продвижение собственного кандидата, который на новом посту будет способствовать реализации интересов своих покровителей. Герой Василия Уткина – Игорь Цаплин – как раз является таким протеже.
В фильме представлены группы интересов федерального и регионального уровней. В их числе и политики, и военные, и местные сообщества (казаки, «силовые предприниматели»). Все они стремятся к реализации своих интересов, мобилизуя различные формы капитала. Речь идет и об экономическом, и об административном, и о социальном капиталах. Достижение баланса интересов всех субъектов – это долгий и сложный процесс, так как он сопряжен с выработкой и поддержанием формальных и неформальных институтов.
В заключение Ольга Афанасьева обратила внимание аудитории на то, что изменения в избирательной системе отражают и изменения, происходящие в обществе. Спектакль «День выборов», премьера которого состоялась в 2003 году, предвосхитил отмену выборов губернаторов в 2004 году.
Анастасия Попова,
студентка образовательной программы "Социология"