• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович
Григорян Афина Артуровна
Менеджер Григорян Афина Артуровна
Книга
Digital Economy: 2024: Pocket Data Book
В печати

Abashkin V., Abdrakhmanova G., Vishnevskiy K. et al.

M.: National Research University Higher School of Economics, 2024.

Статья
Polarization of gender role attitudes across Europe

Lomazzi V., Soboleva N.

Journal of Contemporary European Studies. 2024.

Глава в книге
Есть ли альтернатива у педагогов для увеличения доходов, кроме репетиторства?

Абанкина И. В., Белова Ю. Ю., Зиньковский К. В. и др.

В кн.: V Российский экономический конгресс «РЭК-2023». Том Х. Тематическая конференция «Экономика труда и проблемы миграции» (сборник тезисов докладов). Т. 10. 2023. Гл. 1. С. 7-10.

Препринт
Attitude of Russians to the topic of material well-being: analysis of comments in social media

Fabrykant M., Magun V., Милкова М. А.

SocArXiv. SocArXiv. SocArXiv, 2023

«В России не хватает новаторских компаний»

Айгуль Мавлетова – кандидат социологических наук, старший преподаватель департамента социологиии, заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ, специалист по методологии социологических исследований. Предлагаем вашему вниманию интервью с Айгуль Мавлетовой о ее пути в профессию, а также о том, какие проблемы и перспективы существуют сегодня в исследовательской индустрии,  представленному на сайте ФОМ-Лабс.

«В России не хватает новаторских компаний»

  • С чего начался ваш исследовательский путь? Как вы оказались в социологии?

Мне часто задают этот вопрос, и, кажется, я каждый раз отвечаю на него по-разному. В школе я училась в математическом классе, готовилась заниматься точной наукой: математикой, физикой, информатикой. В какой-то момент поняла, что большинство ребят, с которыми училась в классе, сильнее меня. Они были способны решать сверхсложные задачи по физике и математике в какие-то доли секунды и все время требовали большего. Окончательно я убедилась в том, что математика – это не мое, когда попробовала поступать на мехмат МГУ. Увидев уровень людей, участвующих в олимпиаде, осознала, что надо искать другую специальность.

Мы начали искать место, где при поступлении надо было сдавать математику. И я была уверена, что математику в социальных науках точно потяну.

  • Почему именно Высшая школа экономики? Пробовали ли вы поступать куда-то еще?

Помимо «Вышки» я сдавала экзамены в МГУ. Сложилась такая ситуация: мне не хватало везде одного балла – был полупроходной и в «Вышке», и в МГУ. В МГУ взяли отличников. А в ВШЭ надо было, грубо говоря, поболтать с Крыштановским, который тогда был деканом.

Я точно не хотела в МГУ, хотя мои родители надеялись, что я смогу поступить туда. Они мечтали, чтобы их дочь училась в МГУ, пусть и на вечернем отделении. Но мне совсем не хотелось идти в МГУ, я забрала оттуда документы и перешла в «Вышку». Когда сообщила об этом, мой папа сразу схватился за сердце, сказал, что убиваю его своим решением.

 

  • Нравилось ли вам учиться на соцфаке в «Вышке»?

В целом нравилось. Перед поступлением меня собеседовал Крыштановский, спрашивал, почему социология, почему Высшая школа экономики. Я не могла внятно ответить на эти вопросы, и мое интервью было совершенно провальным.

В итоге меня взяли на платное отделение и дали большую скидку. На следующий год я перепоступала. Меня должны были перевести на второй курс, но приняли опять на первый. Второй раз на первом курсе я уже не училась. В первый год учебы у меня была высокая мотивация: все было новое, интересное. Но после того как меня снова отправили на первый курс, я была в депрессивном состоянии и, честно говоря, просто била баклуши. Помню, мы с моей однокурсницей уже начали работать.

  • В какой-то момент интерес к академической деятельности все-таки появился?

После моего повторного поступления в бакалавриат я оказалась в группе, ориентированной на академическую карьеру. Действительно, кого ни перечислишь – Катя Фень, Костя Фурсов, еще многие были из клуба «Город». Большинство из них после окончания пошли в Шанинку – и я пошла за всеми. Поступив в магистратуру, я не задумывалась о том, что буду учиться в аспирантуре, упаси боже! Но практически вся группа вместе решила поступать в аспирантуру.

  • Вы сказали, что относительно рано начали работать, еще учась в университете. А кем вы работали, в какой сфере?

Это был маркетинг. Мы начали работать в компании, которая называется «Легпроммаркет». Нас было четверо или пятеро человек, которых отправили на предприятие через кафедру общей социологии. Кто-то из преподавателей сказал: «А вы хотите поработать? Там ищут молодых специалистов». И мы пошли работать.

«Легпроммаркет» – это компания, которая занимается производством и продажей мебели и одежды. Таких компаний действительно немного, которые что-то производят и продают. В компании мы разделились: кто-то пошел на мебель, а кто-то – на одежду. Но все мы проводили маркетинговые исследования. Мы ездили по разным мебельным точкам, опрашивали покупателей, продавцов, менеджеров и представляли отчеты. Помню наш первый отчет – мы составили 100-страничный документ с какими-то описаниями. Начинали этот отчет со слов Парсонса. Не знаю, зачем мы цитировали его, но мы думали, что это круто. 

После стажировки была уверена: сейчас предложат место. Даже думала: отказываться или нет, что будут предлагать и в каком отделе? Но предложения не последовало, и в GfK я так и не поработала.

GfK Group – немецкая исследовательская компания, одна из крупнейших в мире. В России представлена дочерней компанией GfK-Русь.

Зато мне предложили работу в «OMI». Я на них фрилансила: делала небольшие расчеты. Шашкин (Александр Шашкин – генеральный директор компании OMI. – Примеч. ред.) меня ждал из Германии, хотя был уверен, что меня перехватят и возьмут в GfK. После возвращения из Германии он сразу позвал меня к себе, убедил, что OMI – это лучшее, что могло случиться. У меня тогда даже загорелись глаза – какие GfK, TNS – вот, OMI!

  • Глядя на всю эту трудовую деятельность, как вам кажется, вам пригодились знания, полученные во время обучения в университете?

Конечно, пригодились. Мы не только цитировали Парсонса, но самостоятельно проводили исследования. В ВШЭ на втором курсе уже был практикум, где мы изучали методы исследований, еще был курс Крыштановского – эти методные части пригодились моментально. «Вышка» дает много практических навыков, ты начинаешь понимать, как делать исследование, даже если ты впервые берешься за маркетинг.

  • Почему в итоге вы все-таки выбрали для себя академический путь, а не путь прикладного исследователя?

Я ушла в академическую карьеру, потому что ощущала, что слишком долго работаю в одном месте, надо переходить в другую сферу. Я подала заявку на стипендию DAAD, чтобы год ничего не делать и жить на стипендию. Они мне дали годовую стипендию, которая позволила взять передышку и пройти стажировку в Германии. До последнего не думала, что начну выстраивать академическую карьеру. Но в день защиты мой научный руководитель Инна Феликсовна (Инна Феликсовна Девятко, ординарный профессор НИУ ВШЭ. – Примеч. ред.) предложила мне работать на ее кафедре. Это было в 2010 году. В жизни не представляла, что это возможно. Я, конечно, сказала «да».

В тот момент в OMI меня повысили до должности исполнительного директора. У компании происходил бурный рост, появлялось много новых возможностей. И будучи Management Director, я уносила свою трудовую книжку в ВШЭ. В OMI сильно переживали, что я могу уйти к конкурентам, но трудовую они, конечно, отдали.


Читайте полный текст интервью на сайте Фом-Лабс.

Текст - Андрей Быков
Иллюстрации - Дарья Захарова