Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Мне часто задают этот вопрос, и, кажется, я каждый раз отвечаю на него по-разному. В школе я училась в математическом классе, готовилась заниматься точной наукой: математикой, физикой, информатикой. В какой-то момент поняла, что большинство ребят, с которыми училась в классе, сильнее меня. Они были способны решать сверхсложные задачи по физике и математике в какие-то доли секунды и все время требовали большего. Окончательно я убедилась в том, что математика – это не мое, когда попробовала поступать на мехмат МГУ. Увидев уровень людей, участвующих в олимпиаде, осознала, что надо искать другую специальность.
Мы начали искать место, где при поступлении надо было сдавать математику. И я была уверена, что математику в социальных науках точно потяну.
Помимо «Вышки» я сдавала экзамены в МГУ. Сложилась такая ситуация: мне не хватало везде одного балла – был полупроходной и в «Вышке», и в МГУ. В МГУ взяли отличников. А в ВШЭ надо было, грубо говоря, поболтать с Крыштановским, который тогда был деканом.
Я точно не хотела в МГУ, хотя мои родители надеялись, что я смогу поступить туда. Они мечтали, чтобы их дочь училась в МГУ, пусть и на вечернем отделении. Но мне совсем не хотелось идти в МГУ, я забрала оттуда документы и перешла в «Вышку». Когда сообщила об этом, мой папа сразу схватился за сердце, сказал, что убиваю его своим решением.
В целом нравилось. Перед поступлением меня собеседовал Крыштановский, спрашивал, почему социология, почему Высшая школа экономики. Я не могла внятно ответить на эти вопросы, и мое интервью было совершенно провальным.
В итоге меня взяли на платное отделение и дали большую скидку. На следующий год я перепоступала. Меня должны были перевести на второй курс, но приняли опять на первый. Второй раз на первом курсе я уже не училась. В первый год учебы у меня была высокая мотивация: все было новое, интересное. Но после того как меня снова отправили на первый курс, я была в депрессивном состоянии и, честно говоря, просто била баклуши. Помню, мы с моей однокурсницей уже начали работать.
После моего повторного поступления в бакалавриат я оказалась в группе, ориентированной на академическую карьеру. Действительно, кого ни перечислишь – Катя Фень, Костя Фурсов, еще многие были из клуба «Город». Большинство из них после окончания пошли в Шанинку – и я пошла за всеми. Поступив в магистратуру, я не задумывалась о том, что буду учиться в аспирантуре, упаси боже! Но практически вся группа вместе решила поступать в аспирантуру.
Это был маркетинг. Мы начали работать в компании, которая называется «Легпроммаркет». Нас было четверо или пятеро человек, которых отправили на предприятие через кафедру общей социологии. Кто-то из преподавателей сказал: «А вы хотите поработать? Там ищут молодых специалистов». И мы пошли работать.
«Легпроммаркет» – это компания, которая занимается производством и продажей мебели и одежды. Таких компаний действительно немного, которые что-то производят и продают. В компании мы разделились: кто-то пошел на мебель, а кто-то – на одежду. Но все мы проводили маркетинговые исследования. Мы ездили по разным мебельным точкам, опрашивали покупателей, продавцов, менеджеров и представляли отчеты. Помню наш первый отчет – мы составили 100-страничный документ с какими-то описаниями. Начинали этот отчет со слов Парсонса. Не знаю, зачем мы цитировали его, но мы думали, что это круто.
После стажировки была уверена: сейчас предложат место. Даже думала: отказываться или нет, что будут предлагать и в каком отделе? Но предложения не последовало, и в GfK я так и не поработала.
GfK Group – немецкая исследовательская компания, одна из крупнейших в мире. В России представлена дочерней компанией GfK-Русь.
Зато мне предложили работу в «OMI». Я на них фрилансила: делала небольшие расчеты. Шашкин (Александр Шашкин – генеральный директор компании OMI. – Примеч. ред.) меня ждал из Германии, хотя был уверен, что меня перехватят и возьмут в GfK. После возвращения из Германии он сразу позвал меня к себе, убедил, что OMI – это лучшее, что могло случиться. У меня тогда даже загорелись глаза – какие GfK, TNS – вот, OMI!
Конечно, пригодились. Мы не только цитировали Парсонса, но самостоятельно проводили исследования. В ВШЭ на втором курсе уже был практикум, где мы изучали методы исследований, еще был курс Крыштановского – эти методные части пригодились моментально. «Вышка» дает много практических навыков, ты начинаешь понимать, как делать исследование, даже если ты впервые берешься за маркетинг.
Я ушла в академическую карьеру, потому что ощущала, что слишком долго работаю в одном месте, надо переходить в другую сферу. Я подала заявку на стипендию DAAD, чтобы год ничего не делать и жить на стипендию. Они мне дали годовую стипендию, которая позволила взять передышку и пройти стажировку в Германии. До последнего не думала, что начну выстраивать академическую карьеру. Но в день защиты мой научный руководитель Инна Феликсовна (Инна Феликсовна Девятко, ординарный профессор НИУ ВШЭ. – Примеч. ред.) предложила мне работать на ее кафедре. Это было в 2010 году. В жизни не представляла, что это возможно. Я, конечно, сказала «да».
В тот момент в OMI меня повысили до должности исполнительного директора. У компании происходил бурный рост, появлялось много новых возможностей. И будучи Management Director, я уносила свою трудовую книжку в ВШЭ. В OMI сильно переживали, что я могу уйти к конкурентам, но трудовую они, конечно, отдали.
Читайте полный текст интервью на сайте Фом-Лабс.
Текст - Андрей Быков
Иллюстрации - Дарья Захарова