• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович
Глава в книге
Palyonka

Kotelnikova Z.

In bk.: The Global Encyclopaedia of Informality: A hitchhiker’s guide to informal problem-solving in human life. Vol. 3: A hitchhiker’s guide to informal problem-solving in human life. L.: UCL Press, 2024. Ch. 9.7. P. 377-379.

Препринт
Attitude of Russians to the topic of material well-being: analysis of comments in social media

Fabrykant M., Magun V., Милкова М. А.

SocArXiv. SocArXiv. SocArXiv, 2023

«В России не хватает новаторских компаний»

Айгуль Мавлетова – кандидат социологических наук, старший преподаватель департамента социологиии, заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ, специалист по методологии социологических исследований. Предлагаем вашему вниманию интервью с Айгуль Мавлетовой о ее пути в профессию, а также о том, какие проблемы и перспективы существуют сегодня в исследовательской индустрии,  представленному на сайте ФОМ-Лабс.

«В России не хватает новаторских компаний»

  • С чего начался ваш исследовательский путь? Как вы оказались в социологии?

Мне часто задают этот вопрос, и, кажется, я каждый раз отвечаю на него по-разному. В школе я училась в математическом классе, готовилась заниматься точной наукой: математикой, физикой, информатикой. В какой-то момент поняла, что большинство ребят, с которыми училась в классе, сильнее меня. Они были способны решать сверхсложные задачи по физике и математике в какие-то доли секунды и все время требовали большего. Окончательно я убедилась в том, что математика – это не мое, когда попробовала поступать на мехмат МГУ. Увидев уровень людей, участвующих в олимпиаде, осознала, что надо искать другую специальность.

Мы начали искать место, где при поступлении надо было сдавать математику. И я была уверена, что математику в социальных науках точно потяну.

  • Почему именно Высшая школа экономики? Пробовали ли вы поступать куда-то еще?

Помимо «Вышки» я сдавала экзамены в МГУ. Сложилась такая ситуация: мне не хватало везде одного балла – был полупроходной и в «Вышке», и в МГУ. В МГУ взяли отличников. А в ВШЭ надо было, грубо говоря, поболтать с Крыштановским, который тогда был деканом.

Я точно не хотела в МГУ, хотя мои родители надеялись, что я смогу поступить туда. Они мечтали, чтобы их дочь училась в МГУ, пусть и на вечернем отделении. Но мне совсем не хотелось идти в МГУ, я забрала оттуда документы и перешла в «Вышку». Когда сообщила об этом, мой папа сразу схватился за сердце, сказал, что убиваю его своим решением.

 

  • Нравилось ли вам учиться на соцфаке в «Вышке»?

В целом нравилось. Перед поступлением меня собеседовал Крыштановский, спрашивал, почему социология, почему Высшая школа экономики. Я не могла внятно ответить на эти вопросы, и мое интервью было совершенно провальным.

В итоге меня взяли на платное отделение и дали большую скидку. На следующий год я перепоступала. Меня должны были перевести на второй курс, но приняли опять на первый. Второй раз на первом курсе я уже не училась. В первый год учебы у меня была высокая мотивация: все было новое, интересное. Но после того как меня снова отправили на первый курс, я была в депрессивном состоянии и, честно говоря, просто била баклуши. Помню, мы с моей однокурсницей уже начали работать.

  • В какой-то момент интерес к академической деятельности все-таки появился?

После моего повторного поступления в бакалавриат я оказалась в группе, ориентированной на академическую карьеру. Действительно, кого ни перечислишь – Катя Фень, Костя Фурсов, еще многие были из клуба «Город». Большинство из них после окончания пошли в Шанинку – и я пошла за всеми. Поступив в магистратуру, я не задумывалась о том, что буду учиться в аспирантуре, упаси боже! Но практически вся группа вместе решила поступать в аспирантуру.

  • Вы сказали, что относительно рано начали работать, еще учась в университете. А кем вы работали, в какой сфере?

Это был маркетинг. Мы начали работать в компании, которая называется «Легпроммаркет». Нас было четверо или пятеро человек, которых отправили на предприятие через кафедру общей социологии. Кто-то из преподавателей сказал: «А вы хотите поработать? Там ищут молодых специалистов». И мы пошли работать.

«Легпроммаркет» – это компания, которая занимается производством и продажей мебели и одежды. Таких компаний действительно немного, которые что-то производят и продают. В компании мы разделились: кто-то пошел на мебель, а кто-то – на одежду. Но все мы проводили маркетинговые исследования. Мы ездили по разным мебельным точкам, опрашивали покупателей, продавцов, менеджеров и представляли отчеты. Помню наш первый отчет – мы составили 100-страничный документ с какими-то описаниями. Начинали этот отчет со слов Парсонса. Не знаю, зачем мы цитировали его, но мы думали, что это круто. 

После стажировки была уверена: сейчас предложат место. Даже думала: отказываться или нет, что будут предлагать и в каком отделе? Но предложения не последовало, и в GfK я так и не поработала.

GfK Group – немецкая исследовательская компания, одна из крупнейших в мире. В России представлена дочерней компанией GfK-Русь.

Зато мне предложили работу в «OMI». Я на них фрилансила: делала небольшие расчеты. Шашкин (Александр Шашкин – генеральный директор компании OMI. – Примеч. ред.) меня ждал из Германии, хотя был уверен, что меня перехватят и возьмут в GfK. После возвращения из Германии он сразу позвал меня к себе, убедил, что OMI – это лучшее, что могло случиться. У меня тогда даже загорелись глаза – какие GfK, TNS – вот, OMI!

  • Глядя на всю эту трудовую деятельность, как вам кажется, вам пригодились знания, полученные во время обучения в университете?

Конечно, пригодились. Мы не только цитировали Парсонса, но самостоятельно проводили исследования. В ВШЭ на втором курсе уже был практикум, где мы изучали методы исследований, еще был курс Крыштановского – эти методные части пригодились моментально. «Вышка» дает много практических навыков, ты начинаешь понимать, как делать исследование, даже если ты впервые берешься за маркетинг.

  • Почему в итоге вы все-таки выбрали для себя академический путь, а не путь прикладного исследователя?

Я ушла в академическую карьеру, потому что ощущала, что слишком долго работаю в одном месте, надо переходить в другую сферу. Я подала заявку на стипендию DAAD, чтобы год ничего не делать и жить на стипендию. Они мне дали годовую стипендию, которая позволила взять передышку и пройти стажировку в Германии. До последнего не думала, что начну выстраивать академическую карьеру. Но в день защиты мой научный руководитель Инна Феликсовна (Инна Феликсовна Девятко, ординарный профессор НИУ ВШЭ. – Примеч. ред.) предложила мне работать на ее кафедре. Это было в 2010 году. В жизни не представляла, что это возможно. Я, конечно, сказала «да».

В тот момент в OMI меня повысили до должности исполнительного директора. У компании происходил бурный рост, появлялось много новых возможностей. И будучи Management Director, я уносила свою трудовую книжку в ВШЭ. В OMI сильно переживали, что я могу уйти к конкурентам, но трудовую они, конечно, отдали.


Читайте полный текст интервью на сайте Фом-Лабс.

Текст - Андрей Быков
Иллюстрации - Дарья Захарова