Радаев В.В.
- Рынок как организационное поле: современные социологические подходы.
- Баланс интереса, принуждения и доверия в процессе легализации российского бизнеса.
- Конкурентные стратегии сетевых компаний в российском ритейле.
- Разрешение конфликтов между ритейлерами и поставщиками на российских потребительских рынках.
- Основные тенденции на рынках контрафактной продукции.
- К чему приводит ограничение рекламного времени на телевидении.
- Нужны ли специальные меры по поддержке отечественных производителей
- Особенности формирования и эволюции российской модели корпоративного управления.
Рывкина И.В.
- Призыв в армию - новые модели поведения.
- Милиция в городе - новые функции
- Как население обеспечивает свою безопасность?
- Где живут иногородние студенты ?
- Новые формы отдыха молодежи
- Ремонт квартир - новый институт
- Где и как лечатся жители Москвы - новые модели поведения .
- Трансформация студенческих общежитий - кто в них живет?
- Беспризорники в городе - модели поведения.
- Книжный рынок как показатель массовой культуры.
- Фальсификация продуктов и лекарств - миф или реальность?
- Московские рынки - продавцы и покупатели.
Чепуренко А.Ю.
- Политика государства по дерегулированию предпринимательской деятельности и адаптация субъектов рынка посреднических услуг (на примере регистрации и лицензирования)
- Вынужденное предпринимательство: мотивы, стратегии, социальные проблемы
- Роль доверия в формировании предпринимательских стратегий
- Молодежное предпринимательство: обзор успешных и неуспешных практик
- Вузовское образование как предпосылка предпринимательского старта
Kосалс Л.Я.
- Конфликт «отцов и детей» в современной России: существует ли этот конфликт, какова его острота и причины в разных социальных группах
- Отношения с соседями в современном городе
- Роль «блата» в современной России
- Представления российской молодежи о загранице
- Молодежные группировки в Москве: портрет какой-нибудь из группировок (анализ целей, норм поведения и взаимоотношений с др. группами, символов принадлежности, форм отбора и др.)
- Современный российский рабочий - социальный портрет и социальные проблемы
- Милиция и население - представления друг о друге
- Российский рынок жилья глазами риэлторов и населения
- Обманутые со-инвесторы на жилищном рынке - социальный портрет и социальные проблемы
Рощина Я.М.
- Трудовая мобильность и самооценка социального статуса.
- Способы и пути трудоустройства выпускников московских вузов.
- Что такое качественное высшее и среднее образование?
- Платное и бесплатное образование (среднее и высшее): категории семей учащихся и мотивы выбора.
- Директора школ Москвы и регионов о стратегиях развития образования.
- Трудовые практики сотрудников современных российских научных учреждений.
- Факторы и мотивы фертильного поведения (рождения детей).
- Способы принятия семейных решений о покупках.
- Дифференциация вкусов и факторы, их определяющие.
- Информированность потребителей о различных марках и свойствах товаров (напр., компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника и пр.)
- Типология потребительского поведения в различных сферах (питание, одежда, товары длительного пользования, досуг и др.).
- Потребители: новаторы и консерваторы.
- Досуговые практики россиян.
- Посетители финтес-клубов (спа-центров и т.д....): кто они?
- Стили жизни в Советскую эпоху (качественное исследование).
- Дефицит и очередь как факторы потребительского поведения в советскую эпоху (качественное исследование).
Мезенцева Е.Б.
- Критерии выбора брачного партнера юношами и девушками (по результатам опроса студентов вузов)
- Ожидания, связанные с браком
- Образ будущего мужа/жены и критерии выбора в зависимости от базовых социально-демографических факторов, образования и пр.
- Влияет ли неравенство в уровне образования и социальном статусе на:
- Выбор потенциального супруга?
- Принятие решения о вступлении в брак?
- Приобретение жилья в жизненных планах студентов вузов (количественное исследование)
- Планируется ли приобретение собственного жилья?
- Если да, то какого типа и качества жилье предполагается приобрести и в какие сроки?
- По каким финансовым схемам, на первичном рынке или на вторичном?
- За счет каких средств?
- Как способы и сроки приобретения жилья связаны с материальным благосостоянием родительской семьи и ожиданиями студентов в отношении собственного материального благосостояния на будущее?
- Как жители Москвы ремонтируют свои квартиры? (количественное исследование)
- Информированность о структуре рынка услуг и материалов
- Способы поиска и найма работников
- Ведение переговоров и соблюдение договорных обязательств сторонами
- Оценка средней стоимости ремонта в семьях с различным уровнем материальной обеспеченности
- Стратегии ремонта в семьях с разным уровнем материальной обеспеченности
- Карьерные установки студентов престижных вузов
- субъективные критерии определения престижности вузов у студентов вузов
- место карьерных установок в системе трудовых ценностей
- представления о карьере в зависимости от типа вуза, успеваемости и пр.
- влияние образовательного статуса и социального капитала родителей на отношение к карьере у детей
- влияние собственного опыта работы, учебной практики на карьерные установки.
- Различия и сходство в карьерных установках студентов различных вузов
- Работа за границей как сценарий будущей профессиональной карьеры выпускников различных вузов (количественное исследование)
- Насколько отъезд за границу на работу рассматривается как возможный сценарий карьеры студентами технических и гуманитарных вузов?
- Связана ли работа за границей с перспективой окончательного переезда на ПМЖ или она рассматривается как временная стратегия?
- Студенты каких вузов и специальностей чаще предпочитают подобный сценарий развития собственной карьеры?
- Плюсы и минусы подобного сценария в глазах респондентов
- Привлекательная внешность как фактор успешного трудоустройства и карьерного продвижения
- Привлекательная внешность как составляющая человеческого капитала
- Представления о «деловом имидже». Различия между юношами и девушками в восприятии «делового имиджа».
- Инвестиции в создание собственного «делового имиджа».
- Оценка эффективности затрат в создание собственного имиджа.
- Представления о профессиональном успехе в различных профессиональных группах (на примере опроса студентов различной специализации)
- Представления о профессиональном успехе в соотношении с общей системой жизненных ценностей
- Альтернативные варианты представлений о профессиональном успехе и их распространенность в студенческой среде
- деньги, материальное благосостояние,
- творчество, соответствие профессии,
- карьера, статус
- Эффективные стратегии поиска работы студентами вузов на московском рынке труда (данная тема может быть раскрыта на примере конкретных вузов или конкретных специальностей)
- Потребность в занятости со стороны студентов
- Анализ вакансий, предлагаемых московским рынком труда
- Стратегии поиска работы студентами различных вузов
- Оценка эффективности использованных стратегий с точки зрения уровня оплаты труда, карьерных и профессиональных перспектив
- Отношение московских студентов к трудовой миграции из стран СНГ (количественное исследование)
- Какова общая оценка студентами плюсов и минусов от трудовой миграции?
- Каковы основные социально-экономические проблемы, связанные с трудовой миграцией?
- Каковы стереотипы восприятия мигрантов из различных регионов (Северный Кавказ, Средняя Азия, Украина, Белоруссия)?
- Каковы различия в восприятии проблем миграции между студентами различных вузов, специальностей и пр.?
- Перспективы российского рынка труда в контексте трудовой миграции с точки зрения студентов
- Богатство и бедность как фактор формирования жизненных планов молодежи (на примере школьников старших классов либо студентов)
- В какой степени представления о будущих жизненных планах связаны с материальным благосостоянием родительской семьи (студентов/школьников)?
- Каковы «социальные нормы» богатства, бедности и средней материальной обеспеченности в зависимости от фактического уровня материального благосостояния семьи родителей респондентов (студентов/школьников)?
- Восприятие бедности глазами студентов вузов (количественное исследование)
- Кто несет основную ответственность за то, что часть населения живет в бедности: сами бедные, государство, случайные факторы?
- В какой степени представления о причинах бедности связаны с материальным благосостоянием родительской семьи(студентов)?
- Каковы способы преодоления бедности, доступные разным группам населения?
- Какие способы преодоления бедности чаще всего используются студентами московских вузов?
Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х.
- Финансовая грамотность студентов экономических, технических и гуманитарных вузов
- Финансовая грамотность в поколенческом разрезе.
- Финансовая грамотность школьников и потребность в финансовом образовании в рамках школьной программы
- Социальные установки по отношению к деньгам
- Кредиты на образование: анализ установок, потребностей и намерений старшеклассников и их родителей
- Анализ поведения владельцев пластиковых карт: наличный и безналичный расчет
- Денежные переводы мигрантов: способ принятия решений
- «Страхи» населения и способы управления рисками
- Установки по отношению к фондовому рынку: игра или долгосрочные инвестиции
- Тратить или сберегать: анализ потребительских предпочтений
- Стратегии приобретения товаров длительного пользования: заем или накопления.
Сусоколов А.А.
- Отношение жителей Москвы к этническому предпринимательству
- Влияние этнокультурных особенностей русского этноса на формирование класса предпринимателей
- Шкала коллективизма Г.Хофштеда и её адаптация к российским условиям
- Союз Россия - Белоруссия: оценка экономических последствий
- Деловая культура Запада и её восприятие российскими предпринимателями
Стребков Д.О.
I. Социология фондового рынка
Расширенный список исследовательских задач по данной теме можно посмотреть здесь:
Стребков Д.О. Фондовый рынок как объект социологического исследования: возможности и перспективы. Препринт WP4/2007/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 42-49.
- Финансовая грамотность москвичей. Основные мифы и заблуждения относительно финансовых рынков.
Знают ли москвичи:
- Что такое инфляция и как она рассчитывается?
- Какова доходность банковских вкладов, процент по кредиту?
- Что такое фондовый рынок (рынок ценных бумаг), акции, облигации, биржа, паевые инвестиционные фонды (ПИФы)?
- Где и как можно купить акции российских компаний?
- Каким образом люди получают доход на рынке ценных бумаг? Что такое дивиденды?
- Что такое брокерские компании, чем они занимаются? Чем брокерская деятельность отличается от дилерской?
- Чем акции Газпрома отличаются от акций МММ, Телемаркета, Хопра ит.п.?
- Понимание различий между фондовым рынком и рынком FOREX.
- И т.п.
Основные вопросы:
- Что люди действительно знают о фондовом рынке?
- Что они хотели бы знать?
- Какие вопросы их мучают?
- Что не понятно?
- Какие противоречия?
- В чем они сомневаются?
- В чем они заблуждаются?
- Как дополнительная информация может повлиять на их установки и поведение?
- Анализ мотивации и самоидентификации людей, работающих на фондовом рынке:
- Основные мотивы, движущие людьми при выборе свободной формы занятости в противовес традиционной (осознанный выбор или необходимость; соотношение мотивов заработка и самореализации);
- Особенности самоидентификации и позиционирования на рынке труда;
- Отношение к рискам, связанным с подобной формой деятельности.
- Анализ причин (внешних факторов), побуждающих граждан к занятию биржевой торговлей, в том числе:
- Социализация (экономическое воспитание) индивида;
- Референтные группы;
- Характер социального окружения (поведение и мнения друзей и знакомых).
- Выявление принципов организации рабочего процесса и жизненных стратегий биржевых игроков:
- Организация трудового «рабочего» времени в течение дня, недели, года;
- Принципы, методы и горизонты планирования трудовой деятельности.
- Выявление и анализ проблем, возникающих у граждан в ходе их биржевой деятельности (причины возникновения, способы решения, последствия).
- Поведение биржевых игроков в период финансового кризиса (в кризисной ситуации)
- Исследование социальных взаимодействий в профессиональных трейдерских сообществах:
- Роль Интернет-форумов и чатов в качестве каналов циркуляции деловой информации;
- Проблемы социального признания, самоутверждения, престижа, групповой солидарности ит.п. в условиях преобладания виртуальных социальных контактов и связей.
- Могут ли ПИФы (паевые инвестиционные фонды) заменить банковские вклады и стать массовой услугой?
- Склонность как риску как одна из детерминант финансового поведения населения.
II. Кредитное поведение населения
- Социальные аспекты кредитного поведения населения (социализация индивида, референтные группы, социальные сети ит.п.)
- Опыт кредитного поведения населения Москвы, основные проблемы с которыми приходится сталкиваться (причины возникновения, способы решения, последствия)
- Временной горизонт планирования при осуществлении потребительской, сберегательной и кредитной деятельности
- Какие критерии используют люди для субъективного «измерения» инфляции?
Дополнительные идеи по данной теме можно почерпнуть в следующих статьях:
- Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. 2004. №2. С. 109‑128. URL: <http://ecsocman.hse.ru/db/msg/150899>.
- Стребков Д.О. Социальные аспекты кредитного поведения населения // Социологический журнал. 2007. №1. С. 83-102.
Шевчук А.В.
- Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение графических дизайнеров и переводчиков (на основе интервью)
- Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение фотографов и копирайтеров (на основе интервью)
- Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение сфер IT и бизнес-услуг (на основе интервью)
- Кооперация между фрилансерами: на примере разработки сайтов. (на основе интервью)
- Карьера фрилансера: истории успехов и поражений (на основе интервью)
Калимуллин Т.Р.
- Влияние аскриптивного (предписанного) и достигаемого статуса на позиции социальных групп в стратификационной иерархии
- Потребительское поведение как способ создания границ между социальными группами
- Классовая самоидентификация и повседневные практики молодежи
- Конструирование границ среднего класса в политическом пространстве
- Стратегии социальной мобильности мигрантов
- Стратификационный анализ Федерального собрания Российский Федерации
Надеждина Е.В.
- Символическое значение дара (подарка)
Подарки ко дню рождения, свадебные подарки - что определяет выбор? Где приобретаются? Какое значение вкладывается в преподносимый подарок и как оно выражается словесно (в устном поздравлении, поздравительной открытке) и символически (упаковка, обстановка, в которой подарок презентуется). Функциональность или символизм - что преобладает при выборе подарка?
Практики дарения: сувениры при возвращении из отпуска (зарубежной поездки), к дню рождения, свадебные, к окончанию школы (вуза), другие.
- Досуговые практики студенчества.
Как проводят свободное время студенты вузов? Увлечения, поездки, массовые мероприятия - какова мотивация выбора того или иного способа проведения досуга? Практика «халявы»: возможность бесплатного посещения массовых мероприятий. Как распространяется информация? В каких отраслях досуга возможна «халява»?
- Формирование сетей доверия и практики реципроктности в студенческом общежитии
Как и какие сети формируются в студенческом общежитии? Что становится предметом обмена / дара? Эквивалентный и неэквивалентный обмен. Взаимодействия внутри сети.
- Реклама и рекламная коммуникация
Отношение к рекламе различных социальных групп. Ценности и нормы в рекламе, их соответствие/не соответствие с представлениями представителей целевых аудиторий. Глобализация и поиск национальной идеи в рекламе.
- Реальная жизнь в виртуальном мире: практики самопрезентации и целеполагание участников сайтов знакомств
- Кто и с какой целью общается на интертнет-сайтах знакомств? Как и какими средствами конструируется «я-образ» (визуальные, вербальные средства)? Успех/неуспех в интернет-знакомствах: какие цели ставятся, чем заканчиваются (или не заканчиваются) интернет-знакомства. Предполагаемые сценарии развития знакомства и отклонения от них на практике.
Юдин Г.Б.
- Перспективы и стратегии трудоустройства выпускников (сравнения в разрезе вузов, факультетов, возраста, пола, статуса).
- Роль собеседования в процессе трудоустройства. Представления и поведение соискателей.
- Стратегии рекрутёров при поиске и отборе персонала.
- Институциональный изоморфизм в сфере рекрутинга (на примере коммерческих или некоммерческих организаций).
- Собеседование как взаимодействие face-to-face.
- Городская сегрегация в XXI веке.
- Стратегии интервьюера при сборе социологической информации (напр., в массовых опросах).
- Стратегии интервьюера при взаимодействии с респондентом в ходе личного / телефонного интервью.
- Восприятие «общественного мнения» различными группами: институциональные и идеологические аспекты.
- Детерминанты отношения к социологическим исследованиям (на примерах различных групп).
Котельникова З.В.
•I. Контрафакт на российских рынках
История подделок стара как мир, но лишь в последние десятилетия XX в. они оказались бичом мировой экономики. По мнению международных экспертов, сегодня нет ни одной национальной экономики в мире, которая не была бы подвержена в той или иной степени «эрозии» со стороны подделок и фальсификатов. Чем обусловлен этот всплеск экономических преступлений? Существует множество причин, в том числе: тем, что подделки являются высоко прибыльным и низко рискованным бизнесом; потребители толерантны к подобному роду правонарушениям; в производстве и распространении контрафакта задействованы не только отдельные предприниматели, но и целые нации и пр. В связи с этим хотелось бы исследовать следующие вопросы:
- Каковы стратегии правообладателей торговых марок в отношении контрафакта?
- Почему потребители покупают контрафакт?
•II. Торговые сети и торговые форматы
Розничные торговые сети - относительно новое явление на отечественном рынке потребительских товаров. Первые современные российские сети начали формироваться в середине 1990-х гг., транснациональные торговые сети пришли в Россию в начале 2000-х гг., а массовый поход сетей в регионы стартовал в 2003 г.
Известно, что степень доминирования сетевой формы торговли и тех или иных форматов магазинов в разных обществах варьируется во времени и пространстве. Это варьирование обусловлено множеством факторов: культурными, социальными и институциональными. В связи с этим возникают следующие темы для изучения:
- Территориальное размещение современных торговых форматов в Москве: социально-экономические обоснования
- Торговый формат как организационный и культурный феномен
•III. Конкуренция и модели экономического обмена на отечественных рынках
Редко встретишь в отечественной социально-экономической литературе аналитические работы, посвященные анализу межорганизационных отношений. В результате этого, мы имеем пробел в эмпирическом знании о том, как в действительности работают российские рынки.
Темы для изучения:
- Правила ведения конкуренции на отечественных рынках
- Правила экономического обмена на отечественных рынках (кто и с кем может вести дела и каковы при этом условия осуществления трансакций)
•IV. Экономическая социология в России
Экономическая социология в России является одной из ведущих отраслей социологии. В настоящее время она проходит интенсивный путь институционального оформления. Но, несмотря на активное развитие современной экономической социологии, систематическая информация о процессе ее формирования по-прежнему дефицитна. В частности, имело бы смысл провести исследования на темы
- Аналитический обзор публикаций по экономической социологии
- Экономико-социологические центры в России
- Особенности экономико-социологического образования в России
•V. ... на свободную тему
Приветствуются любые инициативы по проведению «необычных» исследований. Например, «Образ экономико-социологического человека в сказках народов мира», и пр.