• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452

E-mail: yroshchina@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Радаев Вадим Валерьевич
Заместитель заведующего кафедрой Рощина Яна Михайловна
Глава в книге
Как изменились читатели книг в России в 2009–2021 гг.

Юргелас А. Л., Рощина Я. М.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE) (Вып. 14). Вып. 14. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024. С. 179-198.

Препринт
Level Of Digital Skills Of The Employed: Key Determinants

Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.

Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.

Темы для курсовых работ

Радаев В.В.
  • Рынок как организационное поле: современные социологические подходы.
  • Баланс интереса, принуждения и доверия в процессе легализации российского бизнеса.
  • Конкурентные стратегии сетевых компаний в российском ритейле.
  • Разрешение конфликтов между ритейлерами и поставщиками на российских потребительских рынках.
  • Основные тенденции на рынках контрафактной продукции.
  • К чему приводит ограничение рекламного времени на телевидении.
  • Нужны ли специальные меры по поддержке отечественных производителей
  • Особенности формирования и эволюции российской модели корпоративного управления.

 

Рывкина И.В.

  • Призыв в армию - новые модели поведения.
  • Милиция в городе - новые функции
  • Как население обеспечивает свою безопасность?
  • Где живут иногородние студенты ?
  • Новые формы отдыха молодежи
  • Ремонт квартир - новый институт
  • Где и как лечатся жители Москвы - новые модели поведения .
  • Трансформация студенческих общежитий - кто в них живет?
  • Беспризорники в городе - модели поведения.
  • Книжный рынок как показатель массовой культуры.
  • Фальсификация продуктов и лекарств - миф или реальность?
  • Московские рынки - продавцы и покупатели.

 

Чепуренко А.Ю.

  • Политика государства по дерегулированию предпринимательской деятельности и адаптация субъектов рынка посреднических услуг (на примере регистрации и лицензирования)
  • Вынужденное предпринимательство: мотивы, стратегии, социальные проблемы
  • Роль доверия в формировании предпринимательских стратегий
  • Молодежное предпринимательство: обзор успешных и неуспешных практик
  • Вузовское образование как предпосылка предпринимательского старта

 

Kосалс Л.Я.

  • Конфликт «отцов и детей» в современной России: существует ли этот конфликт, какова его острота и причины в разных социальных группах
  • Отношения с соседями в современном городе
  • Роль «блата» в современной России
  • Представления российской молодежи о загранице
  • Молодежные группировки в Москве: портрет какой-нибудь из группировок (анализ целей, норм поведения и взаимоотношений с др. группами, символов принадлежности, форм отбора и др.)
  • Современный российский рабочий - социальный портрет и социальные проблемы
  • Милиция и население - представления друг о друге
  • Российский рынок жилья глазами риэлторов и населения
  • Обманутые со-инвесторы на жилищном рынке - социальный портрет и социальные проблемы

 

Рощина Я.М.

  • Трудовая мобильность и самооценка социального статуса.
  • Способы и пути трудоустройства выпускников московских вузов.
  • Что такое качественное высшее и среднее образование?
  • Платное и бесплатное образование (среднее и высшее): категории семей учащихся и мотивы выбора.
  • Директора школ Москвы и регионов о стратегиях развития образования.
  • Трудовые практики сотрудников современных российских научных учреждений.
  • Факторы и мотивы фертильного поведения (рождения детей).
  • Способы принятия семейных решений о покупках.
  • Дифференциация вкусов и факторы, их определяющие.
  • Информированность потребителей о различных марках и свойствах товаров (напр., компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника и пр.)
  • Типология потребительского поведения в различных сферах (питание, одежда, товары длительного пользования, досуг и др.).
  • Потребители: новаторы и консерваторы.
  • Досуговые практики россиян.
  • Посетители финтес-клубов (спа-центров и т.д....): кто они?
  • Стили жизни в Советскую эпоху (качественное исследование).
  • Дефицит и очередь как факторы потребительского поведения в советскую эпоху (качественное исследование).

 

Мезенцева Е.Б.

  • Критерии выбора брачного партнера юношами и девушками (по результатам опроса студентов вузов)
  1. Ожидания, связанные с браком
  2. Образ будущего мужа/жены и критерии выбора в зависимости от базовых социально-демографических факторов, образования и пр.
  • Влияет ли неравенство в уровне образования и социальном статусе на:
  1. Выбор потенциального супруга?
  2. Принятие решения о вступлении в брак?
  • Приобретение жилья в жизненных планах студентов вузов (количественное исследование)
  1. Планируется ли приобретение собственного жилья?
  2. Если да, то какого типа и качества жилье предполагается приобрести и в какие сроки?
  3. По каким финансовым схемам, на первичном рынке или на вторичном?
  4. За счет каких средств?
  5. Как способы и сроки приобретения жилья связаны с материальным благосостоянием родительской семьи и ожиданиями студентов в отношении собственного материального благосостояния на будущее?
  • Как жители Москвы ремонтируют свои квартиры? (количественное исследование)
  1. Информированность о структуре рынка услуг и материалов
  2. Способы поиска и найма работников
  3. Ведение переговоров и соблюдение договорных обязательств сторонами
  4. Оценка средней стоимости ремонта в семьях с различным уровнем материальной обеспеченности
  5. Стратегии ремонта в семьях с разным уровнем материальной обеспеченности
  • Карьерные установки студентов престижных вузов
  1. субъективные критерии определения престижности вузов у студентов вузов
  2. место карьерных установок в системе трудовых ценностей
  3. представления о карьере в зависимости от типа вуза, успеваемости и пр.
  4. влияние образовательного статуса и социального капитала родителей на отношение к карьере у детей
  5. влияние собственного опыта работы, учебной практики на карьерные установки.
  6. Различия и сходство в карьерных установках студентов различных вузов
  • Работа за границей как сценарий будущей профессиональной карьеры выпускников различных вузов (количественное исследование)
  1. Насколько отъезд за границу на работу рассматривается как возможный сценарий карьеры студентами технических и гуманитарных вузов?
  2. Связана ли работа за границей с перспективой окончательного переезда на ПМЖ или она рассматривается как временная стратегия?
  3. Студенты каких вузов и специальностей чаще предпочитают подобный сценарий развития собственной карьеры?
  4. Плюсы и минусы подобного сценария в глазах респондентов
  • Привлекательная внешность как фактор успешного трудоустройства и карьерного продвижения
  1. Привлекательная внешность как составляющая человеческого капитала
  2. Представления о «деловом имидже». Различия между юношами и девушками в восприятии «делового имиджа».
  3. Инвестиции в создание собственного «делового имиджа».
  4. Оценка эффективности затрат в создание собственного имиджа.
  • Представления о профессиональном успехе в различных профессиональных группах (на примере опроса студентов различной специализации)
  1. Представления о профессиональном успехе в соотношении с общей системой жизненных ценностей
  2. Альтернативные варианты представлений о профессиональном успехе и их распространенность в студенческой среде
  3. деньги, материальное благосостояние,
  4. творчество, соответствие профессии,
  5. карьера, статус
  • Эффективные стратегии поиска работы студентами вузов на московском рынке труда (данная тема может быть раскрыта на примере конкретных вузов или конкретных специальностей)
  1. Потребность в занятости со стороны студентов
  2. Анализ вакансий, предлагаемых московским рынком труда
  3. Стратегии поиска работы студентами различных вузов
  4. Оценка эффективности использованных стратегий с точки зрения уровня оплаты труда, карьерных и профессиональных перспектив
  • Отношение московских студентов к трудовой миграции из стран СНГ (количественное исследование)
  1. Какова общая оценка студентами плюсов и минусов от трудовой миграции?
  2. Каковы основные социально-экономические проблемы, связанные с трудовой миграцией?
  3. Каковы стереотипы восприятия мигрантов из различных регионов (Северный Кавказ, Средняя Азия, Украина, Белоруссия)?
  4. Каковы различия в восприятии проблем миграции между студентами различных вузов, специальностей и пр.?
  5. Перспективы российского рынка труда в контексте трудовой миграции с точки зрения студентов
  • Богатство и бедность как фактор формирования жизненных планов молодежи (на примере школьников старших классов либо студентов)
  1. В какой степени представления о будущих жизненных планах связаны с материальным благосостоянием родительской семьи (студентов/школьников)?
  2. Каковы «социальные нормы» богатства, бедности и средней материальной обеспеченности в зависимости от фактического уровня материального благосостояния семьи родителей респондентов (студентов/школьников)?
  • Восприятие бедности глазами студентов вузов (количественное исследование)
  1. Кто несет основную ответственность за то, что часть населения живет в бедности: сами бедные, государство, случайные факторы?
  2. В какой степени представления о причинах бедности связаны с материальным благосостоянием родительской семьи(студентов)?
  3. Каковы способы преодоления бедности, доступные разным группам населения?
  4. Какие способы преодоления бедности чаще всего используются студентами московских вузов?

Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х.

  • Финансовая грамотность студентов экономических, технических и гуманитарных вузов
  • Финансовая грамотность в поколенческом разрезе.
  • Финансовая грамотность школьников и потребность в финансовом образовании в рамках школьной программы
  • Социальные установки по отношению к деньгам
  • Кредиты на образование: анализ установок, потребностей и намерений старшеклассников и их родителей
  • Анализ поведения владельцев пластиковых карт: наличный и безналичный расчет
  • Денежные переводы мигрантов: способ принятия решений
  • «Страхи» населения и способы управления рисками
  • Установки по отношению к фондовому рынку: игра или долгосрочные инвестиции
  • Тратить или сберегать: анализ потребительских предпочтений
  • Стратегии приобретения товаров длительного пользования: заем или накопления.

Сусоколов А.А.

  • Отношение жителей Москвы к этническому предпринимательству
  • Влияние этнокультурных особенностей русского этноса на формирование класса предпринимателей
  • Шкала коллективизма Г.Хофштеда и её адаптация к российским условиям
  • Союз Россия - Белоруссия: оценка экономических последствий
  • Деловая культура Запада и её восприятие российскими предпринимателями

Стребков Д.О.

I. Социология фондового рынка

Расширенный список исследовательских задач по данной теме можно посмотреть здесь:

Стребков Д.О. Фондовый рынок как объект социологического исследования: возможности и перспективы. Препринт WP4/2007/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 42-49.

  • Финансовая грамотность москвичей. Основные мифы и заблуждения относительно финансовых рынков.

Знают ли москвичи:

  1. Что такое инфляция и как она рассчитывается?
  2. Какова доходность банковских вкладов, процент по кредиту?
  3. Что такое фондовый рынок (рынок ценных бумаг), акции, облигации, биржа, паевые инвестиционные фонды (ПИФы)?
  4. Где и как можно купить акции российских компаний?
  5. Каким образом люди получают доход на рынке ценных бумаг? Что такое дивиденды?
  6. Что такое брокерские компании, чем они занимаются? Чем брокерская деятельность отличается от дилерской?
  7. Чем акции Газпрома отличаются от акций МММ, Телемаркета, Хопра ит.п.?
  8. Понимание различий между фондовым рынком и рынком FOREX.
  9. И т.п.

Основные вопросы:

  • Что люди действительно знают о фондовом рынке?
  • Что они хотели бы знать?
  1. Какие вопросы их мучают?
  2. Что не понятно?
  3. Какие противоречия?
  4. В чем они сомневаются?
  5. В чем они заблуждаются?
  6. Как дополнительная информация может повлиять на их установки и поведение?
  • Анализ мотивации и самоидентификации людей, работающих на фондовом рынке:
  1. Основные мотивы, движущие людьми при выборе свободной формы занятости в противовес традиционной (осознанный выбор или необходимость; соотношение мотивов заработка и самореализации);
  2. Особенности самоидентификации и позиционирования на рынке труда;
  3. Отношение к рискам, связанным с подобной формой деятельности.
  • Анализ причин (внешних факторов), побуждающих граждан к занятию биржевой торговлей, в том числе:
  1. Социализация (экономическое воспитание) индивида;
  2. Референтные группы;
  3. Характер социального окружения (поведение и мнения друзей и знакомых).
  • Выявление принципов организации рабочего процесса и жизненных стратегий биржевых игроков:
  1. Организация трудового «рабочего» времени в течение дня, недели, года;
  2. Принципы, методы и горизонты планирования трудовой деятельности.
  • Выявление и анализ проблем, возникающих у граждан в ходе их биржевой деятельности (причины возникновения, способы решения, последствия).
  • Поведение биржевых игроков в период финансового кризиса (в кризисной ситуации)
  • Исследование социальных взаимодействий в профессиональных трейдерских сообществах:
  • Роль Интернет-форумов и чатов в качестве каналов циркуляции деловой информации;
  • Проблемы социального признания, самоутверждения, престижа, групповой солидарности ит.п. в условиях преобладания виртуальных социальных контактов и связей.
  • Могут ли ПИФы (паевые инвестиционные фонды) заменить банковские вклады и стать массовой услугой?
  • Склонность как риску как одна из детерминант финансового поведения населения.

II. Кредитное поведение населения

  • Социальные аспекты кредитного поведения населения (социализация индивида, референтные группы, социальные сети ит.п.)
  • Опыт кредитного поведения населения Москвы, основные проблемы с которыми приходится сталкиваться (причины возникновения, способы решения, последствия)
  • Временной горизонт планирования при осуществлении потребительской, сберегательной и кредитной деятельности
  • Какие критерии используют люди для субъективного «измерения» инфляции?

Дополнительные идеи по данной теме можно почерпнуть в следующих статьях:

  • Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. 2004. №2. С. 109‑128. URL: <http://ecsocman.hse.ru/db/msg/150899>.
  • Стребков Д.О. Социальные аспекты кредитного поведения населения // Социологический журнал. 2007. №1. С. 83-102.

 

Шевчук А.В.

  • Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение графических дизайнеров и переводчиков (на основе интервью)
  • Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение фотографов и копирайтеров (на основе интервью)
  • Профессиональная специфика в организации труда фриласеров: сравнение сфер IT и бизнес-услуг (на основе интервью)
  • Кооперация между фрилансерами: на примере разработки сайтов. (на основе интервью)
  • Карьера фрилансера: истории успехов и поражений (на основе интервью)

Калимуллин Т.Р.

  • Влияние аскриптивного (предписанного) и достигаемого статуса на позиции социальных групп в стратификационной иерархии
  • Потребительское поведение как способ создания границ между социальными группами
  • Классовая самоидентификация и повседневные практики молодежи
  • Конструирование границ среднего класса в политическом пространстве
  • Стратегии социальной мобильности мигрантов
  • Стратификационный анализ Федерального собрания Российский Федерации

 

Надеждина Е.В.

  • Символическое значение дара (подарка)

Подарки ко дню рождения, свадебные подарки - что определяет выбор? Где приобретаются? Какое значение вкладывается в преподносимый подарок и как оно выражается словесно (в устном поздравлении, поздравительной открытке) и символически (упаковка, обстановка, в которой подарок презентуется). Функциональность или символизм - что преобладает при выборе подарка?

Практики дарения: сувениры при возвращении из отпуска (зарубежной поездки), к дню рождения, свадебные, к окончанию школы (вуза), другие.

  • Досуговые практики студенчества.

Как проводят свободное время студенты вузов? Увлечения, поездки, массовые мероприятия - какова мотивация выбора того или иного способа проведения досуга? Практика «халявы»: возможность бесплатного посещения массовых мероприятий. Как распространяется информация? В каких отраслях досуга возможна «халява»?

  • Формирование сетей доверия и практики реципроктности в студенческом общежитии

Как и какие сети формируются в студенческом общежитии? Что становится предметом обмена / дара? Эквивалентный и неэквивалентный обмен. Взаимодействия внутри сети.

  • Реклама и рекламная коммуникация

Отношение к рекламе различных социальных групп. Ценности и нормы в рекламе, их соответствие/не соответствие с представлениями представителей целевых аудиторий. Глобализация и поиск национальной идеи в рекламе.

  • Реальная жизнь в виртуальном мире: практики самопрезентации и целеполагание участников сайтов знакомств
  • Кто и с какой целью общается на интертнет-сайтах знакомств? Как и какими средствами конструируется «я-образ» (визуальные, вербальные средства)? Успех/неуспех в интернет-знакомствах: какие цели ставятся, чем заканчиваются (или не заканчиваются) интернет-знакомства. Предполагаемые сценарии развития знакомства и отклонения от них на практике.

Юдин Г.Б.

  • Перспективы и стратегии трудоустройства выпускников (сравнения в разрезе вузов, факультетов, возраста, пола, статуса).
  • Роль собеседования в процессе трудоустройства. Представления и поведение соискателей.
  • Стратегии рекрутёров при поиске и отборе персонала.
  • Институциональный изоморфизм в сфере рекрутинга (на примере коммерческих или некоммерческих организаций).
  • Собеседование как взаимодействие face-to-face.
  • Городская сегрегация в XXI веке.
  • Стратегии интервьюера при сборе социологической информации (напр., в массовых опросах).
  • Стратегии интервьюера при взаимодействии с респондентом в ходе личного / телефонного интервью.
  • Восприятие «общественного мнения» различными группами: институциональные и идеологические аспекты.
  • Детерминанты отношения к социологическим исследованиям (на примерах различных групп).

Котельникова З.В.

•I. Контрафакт на российских рынках

История подделок стара как мир, но лишь в последние десятилетия XX в. они оказались бичом мировой экономики. По мнению международных экспертов, сегодня нет ни одной национальной экономики в мире, которая не была бы подвержена в той или иной степени «эрозии» со стороны подделок и фальсификатов. Чем обусловлен этот всплеск экономических преступлений? Существует множество причин, в том числе: тем, что подделки являются высоко прибыльным и низко рискованным бизнесом; потребители толерантны к подобному роду правонарушениям; в производстве и распространении контрафакта задействованы не только отдельные предприниматели, но и целые нации и пр. В связи с этим хотелось бы исследовать следующие вопросы:

  • ­ Каковы стратегии правообладателей торговых марок в отношении контрафакта?
  • ­ Почему потребители покупают контрафакт?

•II. Торговые сети и торговые форматы

Розничные торговые сети - относительно новое явление на отечественном рынке потребительских товаров. Первые современные российские сети начали формироваться в середине 1990-х гг., транснациональные торговые сети пришли в Россию в начале 2000-х гг., а массовый поход сетей в регионы стартовал в 2003 г.

Известно, что степень доминирования сетевой формы торговли и тех или иных форматов магазинов в разных обществах варьируется во времени и пространстве. Это варьирование обусловлено множеством факторов: культурными, социальными и институциональными. В связи с этим возникают следующие темы для изучения:

  • ­ Территориальное размещение современных торговых форматов в Москве: социально-экономические обоснования
  • ­ Торговый формат как организационный и культурный феномен

•III. Конкуренция и модели экономического обмена на отечественных рынках

Редко встретишь в отечественной социально-экономической литературе аналитические работы, посвященные анализу межорганизационных отношений. В результате этого, мы имеем пробел в эмпирическом знании о том, как в действительности работают российские рынки.

Темы для изучения:

  • ­ Правила ведения конкуренции на отечественных рынках
  • ­ Правила экономического обмена на отечественных рынках (кто и с кем может вести дела и каковы при этом условия осуществления трансакций)

•IV.  Экономическая социология в России

Экономическая социология в России является одной из ведущих отраслей социологии. В настоящее время она проходит интенсивный путь институционального оформления. Но, несмотря на активное развитие современной экономической социологии, систематическая информация о процессе ее формирования по-прежнему дефицитна. В частности, имело бы смысл провести исследования на темы

  • ­ Аналитический обзор публикаций по экономической социологии
  • ­ Экономико-социологические центры в России
  • ­ Особенности экономико-социологического образования в России

•V.                 ... на свободную тему

Приветствуются любые инициативы по проведению «необычных» исследований. Например, «Образ экономико-социологического человека в сказках народов мира», и пр.