• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452

E-mail: yroshchina@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Радаев Вадим Валерьевич
Заместитель заведующего кафедрой Рощина Яна Михайловна
Глава в книге
Как изменились читатели книг в России в 2009–2021 гг.

Юргелас А. Л., Рощина Я. М.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE) (Вып. 14). Вып. 14. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024. С. 179-198.

Препринт
Level Of Digital Skills Of The Employed: Key Determinants

Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.

Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.

Светлана Барсукова: «Я каждое утро что-то пишу»

На днях на книжном фестивале «Красная площадь» прошла презентация сборника рассказов профессора кафедры экономической социологии Светланы Барсуковой «Любовь анфас». Как возникла потребность писать прозу, откуда берутся герои рассказов и чего нам ждать от новой книги, читайте в ее интервью газете «Южные горизонты».

Светлана Барсукова: «Я каждое утро что-то пишу»

Фото: Александр Кожохин / «Южные горизонты»

Это уже четвертая книга Светланы Юрьевны. Три предыдущие были посвящены реформам 1990-х годов, теневой экономике и бытовому патриотизму. Светлана Барсукова — доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики — издала их под своим настоящим именем. А «Любовь анфас» — ее первый опыт в художественной прозе — выпущен под псевдонимом «Лана Барсукова». Это сборник ироничных рассказов о современных горожанках, об их взаимоотношениях с близкими и поисках счастья.

  • Светлана Юрьевна, как вы решили попробовать себя в таком легком жанре?

В последние 30 лет я каждое утро что-то пишу: научные статьи, отзывы на диссертации и студенческие работы. Если день прожит, а я ни разу не складывала буковки в слова, то считаю себя тунеядцем. Но в какой-то момент приходит понимание, что наука — лишь один из способов описания мира. И потом, когда вы постоянно выслушиваете людей (а я как социолог взяла сотни интервью), у вас возникает «особый слух» на типажность собеседника. Иногда человек раскрывает рот — и я уже понимаю, что он скажет в ближайшие 5 минут. Но наша наука, в общем-то, видит в людях только представителей определенных социальных групп. Я не могу написать в научном журнале о том, как люди бывают одиноки, как им иногда нужны и чудо, и случайность, чтобы найти вторую половину.

  • А что помогло вам найти издателя? Чудо? Случайность?

Системный подход. Сначала я послала рукопись в одно питерское издательство. Ответа не получила. Тогда я устроила социологический эксперимент — «включенное наблюдение». Поехала в Питер в командировку, зашла в это самое издательство, а поскольку вахтер был никакой, легко попала к руководителю. Два часа он рассказывал, что этот рынок заваливается набок и что даже если на какую-то рукопись эксперты дадут восторженные отзывы, генеральный скажет: «Мы и так на грани рентабельности, зачем нам новый автор?» К концу беседы я поняла, что спрашивать про свою рукопись бесполезно. И что надо идти в крупное издательство, у которого есть жировая прослойка и которое может рискнуть и взять неизвестного автора в свой бюджетный портфель.

  • Что еще стало открытием?

Что решающую роль в оценке рукописи играют маркетологи. Это они ставят редактору задачи. Есть целевая аудитория — читательский тип, который имеет спрос на определенную литературу. И под этого читателя ищут авторов. Например, молодежь проводит много времени в соцсетях, поэтому разумно найти автора, который раскручен как блогер. И еще я поняла, что нужно иметь в запасе несколько рукописей, чтобы их можно было сразу издать вслед за первой. Это как вывод нового йогурта на рынок: сначала выпускают просто йогурт, потом — с присыпкой, потом — в трехлитровой банке. Тогда эта марка не затеряется на полке.

  • И какой же «йогурт с присыпкой» нас ждет? О чем будет следующая книга Ланы Барсуковой?

Сейчас идет верстка романа в пяти новеллах. Герои — люди с непростым жизненным опытом: один был военным, другой — фотографом, третья — актрисой. Но всех их в конце концов прибило к одному месту: они ведут кружки в детском клубе.

  • Почему вы не издали книгу под настоящим именем?

Оказалось, что есть раскрученный автор Светлана Барсукова, она выпускает ноты для фортепиано. Издательство потребовало, чтобы я придумала псевдоним. Мой друг сказал: «Светка, у тебя очень длинные имя и фамилия. Режь, не дожидаясь перитонита — «Лана Барс». Я предложила этот вариант издательству, но там фамилию оставили все же настоящую.

  • Ваши знакомые узнают себя в героях ваших рассказов?

Мне было приятно, когда меня спрашивали: «Ой, а эту историю я тебе рассказала?» На самом деле я бы себе не позволила выдать чью-то реальную историю, сюжеты все придуманные. Но типажность поведения и характера я беру из жизни. И некоторые имена тоже. В «Любви анфас» одну героиню зовут Наталья Иосифовна. Это жительница Кленового бульвара, бабушка подруги моего сына. Уверена: окажись она в тех же обстоятельствах, что и героиня, поступила бы точно так же.

  • А вдруг Наталья Иосифовна прочтет нашу статью?

Думаю, ей будет очень приятно!

  • Вы давно живете на проспекте Андропова?

С 2000 года. У меня в этом доме, но в соседнем подъезде снимала квартиру подруга. Приехав из Новосибирска, не имея московского жилья, я останавливалась у нее. А когда я обнаружила, что продается квартира в этом самом доме, то поняла — это мое. Живя здесь, я родила двоих детей, а значит, как минимум год с каждым из них ежедневно гуляла в парке. А когда дети подрастают, начинаешь ценить, сколько вокруг замечательных школ и кружков: немецкая гимназия, музыкальная школа имени Асафьева, ДК «Москвич» на Автозаводской, ДК «Нагатино» на Судостроительной улице...

  • Постойте — не в этих ли клубах вы встретили прототипов героев своей второй книги?

Конечно! Все ведь из жизни тащится.


Цитата:

«Наталье Иосифовне <…> Высоцкий посвятил одну из своих  лучших строк: «Если я чего решил, то выпью обязательно». Впрочем, они не были знакомы. Видимо, он писал воображаемой Наталье Иосифовне, для конспирации приписав ей мужской род и притянув  алкогольную тему. Наталья Иосифовна не пила. <…> Просто она всегда добивалась своего. <…> В круг ее забот входило все живое, включая <…> чужих мужей и детей. <…>.

— Дорогая моя, ваш сынок Петенька сегодня другу что-то грубое кричал из окна. <…> хочу заметить, что у него прекрасный голос, вполне возможно, это тенор. А в России это такая редкость, все больше баритоны. <…> Я могу договориться о его прослушивании в приличный хор.

(Лана Барсукова. Из сборника «Любовь анфас», 2019)


Мария Раевская,
газета «Южные горизонты»