Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452
E-mail: yroshchina@hse.ru
Андреев К. Д., Демьянова А. В., Лола И. С. и др.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2024.
Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2024. Т. 9. № 3. С. 28-55.
In bk.: The Global Encyclopaedia of Informality, Volume 3: A hitchhiker’s guide to informal problem-solving in human life. Vol. 3. L.: UCL Press, 2024. Ch. 9.7. P. 377-379.
Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.
Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.
Это уже четвертая книга Светланы Юрьевны. Три предыдущие были посвящены реформам 1990-х годов, теневой экономике и бытовому патриотизму. Светлана Барсукова — доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики — издала их под своим настоящим именем. А «Любовь анфас» — ее первый опыт в художественной прозе — выпущен под псевдонимом «Лана Барсукова». Это сборник ироничных рассказов о современных горожанках, об их взаимоотношениях с близкими и поисках счастья.
В последние 30 лет я каждое утро что-то пишу: научные статьи, отзывы на диссертации и студенческие работы. Если день прожит, а я ни разу не складывала буковки в слова, то считаю себя тунеядцем. Но в какой-то момент приходит понимание, что наука — лишь один из способов описания мира. И потом, когда вы постоянно выслушиваете людей (а я как социолог взяла сотни интервью), у вас возникает «особый слух» на типажность собеседника. Иногда человек раскрывает рот — и я уже понимаю, что он скажет в ближайшие 5 минут. Но наша наука, в общем-то, видит в людях только представителей определенных социальных групп. Я не могу написать в научном журнале о том, как люди бывают одиноки, как им иногда нужны и чудо, и случайность, чтобы найти вторую половину.
Системный подход. Сначала я послала рукопись в одно питерское издательство. Ответа не получила. Тогда я устроила социологический эксперимент — «включенное наблюдение». Поехала в Питер в командировку, зашла в это самое издательство, а поскольку вахтер был никакой, легко попала к руководителю. Два часа он рассказывал, что этот рынок заваливается набок и что даже если на какую-то рукопись эксперты дадут восторженные отзывы, генеральный скажет: «Мы и так на грани рентабельности, зачем нам новый автор?» К концу беседы я поняла, что спрашивать про свою рукопись бесполезно. И что надо идти в крупное издательство, у которого есть жировая прослойка и которое может рискнуть и взять неизвестного автора в свой бюджетный портфель.
Что решающую роль в оценке рукописи играют маркетологи. Это они ставят редактору задачи. Есть целевая аудитория — читательский тип, который имеет спрос на определенную литературу. И под этого читателя ищут авторов. Например, молодежь проводит много времени в соцсетях, поэтому разумно найти автора, который раскручен как блогер. И еще я поняла, что нужно иметь в запасе несколько рукописей, чтобы их можно было сразу издать вслед за первой. Это как вывод нового йогурта на рынок: сначала выпускают просто йогурт, потом — с присыпкой, потом — в трехлитровой банке. Тогда эта марка не затеряется на полке.
Сейчас идет верстка романа в пяти новеллах. Герои — люди с непростым жизненным опытом: один был военным, другой — фотографом, третья — актрисой. Но всех их в конце концов прибило к одному месту: они ведут кружки в детском клубе.
Оказалось, что есть раскрученный автор Светлана Барсукова, она выпускает ноты для фортепиано. Издательство потребовало, чтобы я придумала псевдоним. Мой друг сказал: «Светка, у тебя очень длинные имя и фамилия. Режь, не дожидаясь перитонита — «Лана Барс». Я предложила этот вариант издательству, но там фамилию оставили все же настоящую.
Мне было приятно, когда меня спрашивали: «Ой, а эту историю я тебе рассказала?» На самом деле я бы себе не позволила выдать чью-то реальную историю, сюжеты все придуманные. Но типажность поведения и характера я беру из жизни. И некоторые имена тоже. В «Любви анфас» одну героиню зовут Наталья Иосифовна. Это жительница Кленового бульвара, бабушка подруги моего сына. Уверена: окажись она в тех же обстоятельствах, что и героиня, поступила бы точно так же.
Думаю, ей будет очень приятно!
С 2000 года. У меня в этом доме, но в соседнем подъезде снимала квартиру подруга. Приехав из Новосибирска, не имея московского жилья, я останавливалась у нее. А когда я обнаружила, что продается квартира в этом самом доме, то поняла — это мое. Живя здесь, я родила двоих детей, а значит, как минимум год с каждым из них ежедневно гуляла в парке. А когда дети подрастают, начинаешь ценить, сколько вокруг замечательных школ и кружков: немецкая гимназия, музыкальная школа имени Асафьева, ДК «Москвич» на Автозаводской, ДК «Нагатино» на Судостроительной улице...
Конечно! Все ведь из жизни тащится.
Цитата:
«Наталье Иосифовне <…> Высоцкий посвятил одну из своих лучших строк: «Если я чего решил, то выпью обязательно». Впрочем, они не были знакомы. Видимо, он писал воображаемой Наталье Иосифовне, для конспирации приписав ей мужской род и притянув алкогольную тему. Наталья Иосифовна не пила. <…> Просто она всегда добивалась своего. <…> В круг ее забот входило все живое, включая <…> чужих мужей и детей. <…>.
— Дорогая моя, ваш сынок Петенька сегодня другу что-то грубое кричал из окна. <…> хочу заметить, что у него прекрасный голос, вполне возможно, это тенор. А в России это такая редкость, все больше баритоны. <…> Я могу договориться о его прослушивании в приличный хор.
(Лана Барсукова. Из сборника «Любовь анфас», 2019)
Мария Раевская,
газета «Южные горизонты»