• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452

E-mail: dibragimova@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Радаев Вадим Валерьевич
Заместитель заведующего кафедрой Ибрагимова Диляра Ханифовна
Глава в книге
The Power of Non-Compliance: Inter-Firm Opportunism in Russian Consumer markets.

Radaev V. V.

In bk.: The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond. L.: UCL Press, 2022. P. 102-121.

Препринт
Do Wages Grow with Experience? Deciphering the Russian Puzzle

Gimpelson V. E., Chernina E.

IZA Discussion Paper. IZA, 2022. No. 15068.

«Нормально – это несмешно»: Самые интересные доклады XVII Апрельской конференции НИУ ВШЭ

На недавно завершившейся XVII Апрельской конференции было представлено около 900 докладов.  Институт "Центр развития" составил топ наиболее интересных докладов, которые обязательно нужно прочесть. Из двенадцати рекомендованных докладов три принадлежат авторству сотрудников департамента социологии.

«Нормально – это несмешно»: Самые интересные доклады XVII Апрельской конференции НИУ ВШЭ

См. также: Гордость за страну vs. Роскошь по-советски: лучшие доклады Апрельской конференции →


Предпочтение отдавалось докладам, авторы которых разместили полные тексты выступлений в открытом доступе. В этот перечень не включены работы, отмеченные в других списках интересных работ IQ.hse.ru (их полное перечисление см. внизу).

1. Елена Бердышева, Александр Шмыров (НИУ ВШЭ). «Нормально – это несмешно»: стратегии нормализации цены потребителями в условиях системы «Плати-сколько-хочешь»

«Плати-сколько-хочешь» – ценовая практика, когда обмен осуществляется без установленной продавцом цены. Любую цену, включая нулевую, может назначить покупатель. Эта практика непривычна, «ненормальна» для покупателя, и в работе исследуются стратегии коммуникативного «ремонта» сломанной социальной ситуации (на примере 69 записанных на видео сделок на арт-маркете «Дуняша» в апреле-мае 2015 года).

Случай, в котором покупатель сталкивается с отсутствием единой, недоговорной цены, вызывает у него замешательство: нарушены ожидания. Первая стратегия – попытка «раскрыть секрет», найти смысл происходящего. Отсутствие цены стимулирует размышления о небезопасности продукта, желании продавца обмануть покупателя (продавались маффины, которые теоретически могли быть испорченными). Еще одна стратегия – войти в контакт с продавцом, чтобы снять рожденное отсутствием цены недоверие к нему.

Успокоившись относительно качества продукта, покупатели начинают тревожиться на «обратную» тему: «как бы поступить компетентно и самим не обмануть продавца», определив адекватную цену и поступив справедливо. В итоге при себестоимости в 35 рублей медианная цена заключенных сделок составила 50 рублей, а средняя – 48 рублей.

Механизм «плати-сколько-хочешь» стимулирует покупателей платить много – это обнаружила еще группа Radiohead, продававшая таким образом один из своих дисков. Причина, возможно, в том, что в отсутствие цены (продавец готов пожертвовать прибылью) покупатели воспринимают всю сделку как социальный акт, и назначаемая ими цена регулируется не принципом паритета, а стремлением к справедливости, заботой о продавце, желанием инвестировать в социальное и «чувствовать себя лучше, проявляя ценностные установки на практике». Покупатели перестают минимизировать свои расходы и не пытаются получить благо бесплатно.

2. Елена Рождественская (НИУ ВШЭ). Отцы и дети: преемственность бизнеса и благосостояния в семьях собственников крупного бизнеса в России

Первые поколения российских бизнесменов и предпринимателей подошли к рубежу 50-55 лет, их взрослые дети примеривают на себя роль преемников. Рождественская провела полуструктурированные интервью с 40 собственниками и 16 детьми. Оценки шансов второго поколения на успешную передачу бизнеса весьма высоки. Этому способствует ценностная гомогенность родителей и детей (измерялась по методике Шварца) и очень высокий уровень подготовки последних как результат инвестиций родителей в будущей детей и бизнеса.

В ценностях родителей ярко выражены две доминанты: самоутверждение (достижение, власть, богатство) и открытость изменениям (самостоятельность, готовность к риску/новизне, гедонизм). У детей эти доминанты сохраняются, но у них сильнее социальная ориентация (забота о других в противовес самоутверждению). Иное у детей и отношение к работе: в отличие от трудоголиков-отцов они собираются работать только примерно до 45 лет. В вопросах преемственности отцы отдают явное предпочтения сыновьям.

3. Анастасия Казун (НИУ ВШЭ). Дискуссия об экономических санкциях: кто и как конструирует эффект «rally around the flag» в современной России?

Несмотря на внешнеполитическую изоляцию и экономические трудности рейтинг президента Владимира Путина устойчиво остается сверхвысоким. Экономическая ситуация, в отличие от 2000-х годов, перестала быть определяющей для оценки лидера. При этом рейтинг одобрения является вполне реальным, его возможное завышение не превышает нескольких пунктов. Чем обусловлена эта поддержка?

Для объяснения ее причин автор рассматривает взлеты популярности лидеров на фоне кризисных событий, особенно международных – эффект «rally around the flag». Для его формирования очень важны медиа, ведь подобные события люди воспринимают через них.

На примере санкций Казун рассматривает медиа-технологии, позволившие добиться этого эффекта.

Среди них:

  • стратегия антитипизации (санкции не наносят нам ущерба);
  • опровергающие истории (и против Х вводили санкции, а он только сильнее стал);
  • контрриторика неискренности (те, кто говорят о санкциях, беспокоятся о себе, а не об общественном благе);
  • контрриторика истерии (те, кто вводят санкции, неадекватны и аморальны);
  • критика тактики (если бы мы не сделали того, что сделали, пролились бы реки крови) и т.д.

Читать полный текст новости : 
«Нормально – это несмешно»: Самые интересные доклады XVII Апрельской конференции НИУ ВШЭ

 

См. также: