Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452
E-mail: yroshchina@hse.ru
Нефедова А. И., Маринина Е. И., Шматко Н. А.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
Komyaginskaya E., Gallyamova A., Golubkova A. et al.
Applied Cognitive Psychology. 2025.
In bk.: International Encyclopedia of Business Management. Vol. 2. Elsevier, 2026. P. 662-666.
Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.
Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.
-экономика-пк-график-чашка.jpg)
Предпочтение отдавалось докладам, авторы которых разместили полные тексты выступлений в открытом доступе. В этот перечень не включены работы, отмеченные в других списках интересных работ IQ.hse.ru (их полное перечисление см. внизу).
«Плати-сколько-хочешь» – ценовая практика, когда обмен осуществляется без установленной продавцом цены. Любую цену, включая нулевую, может назначить покупатель. Эта практика непривычна, «ненормальна» для покупателя, и в работе исследуются стратегии коммуникативного «ремонта» сломанной социальной ситуации (на примере 69 записанных на видео сделок на арт-маркете «Дуняша» в апреле-мае 2015 года).
Случай, в котором покупатель сталкивается с отсутствием единой, недоговорной цены, вызывает у него замешательство: нарушены ожидания. Первая стратегия – попытка «раскрыть секрет», найти смысл происходящего. Отсутствие цены стимулирует размышления о небезопасности продукта, желании продавца обмануть покупателя (продавались маффины, которые теоретически могли быть испорченными). Еще одна стратегия – войти в контакт с продавцом, чтобы снять рожденное отсутствием цены недоверие к нему.
Успокоившись относительно качества продукта, покупатели начинают тревожиться на «обратную» тему: «как бы поступить компетентно и самим не обмануть продавца», определив адекватную цену и поступив справедливо. В итоге при себестоимости в 35 рублей медианная цена заключенных сделок составила 50 рублей, а средняя – 48 рублей.
Механизм «плати-сколько-хочешь» стимулирует покупателей платить много – это обнаружила еще группа Radiohead, продававшая таким образом один из своих дисков. Причина, возможно, в том, что в отсутствие цены (продавец готов пожертвовать прибылью) покупатели воспринимают всю сделку как социальный акт, и назначаемая ими цена регулируется не принципом паритета, а стремлением к справедливости, заботой о продавце, желанием инвестировать в социальное и «чувствовать себя лучше, проявляя ценностные установки на практике». Покупатели перестают минимизировать свои расходы и не пытаются получить благо бесплатно.
Первые поколения российских бизнесменов и предпринимателей подошли к рубежу 50-55 лет, их взрослые дети примеривают на себя роль преемников. Рождественская провела полуструктурированные интервью с 40 собственниками и 16 детьми. Оценки шансов второго поколения на успешную передачу бизнеса весьма высоки. Этому способствует ценностная гомогенность родителей и детей (измерялась по методике Шварца) и очень высокий уровень подготовки последних как результат инвестиций родителей в будущей детей и бизнеса.
В ценностях родителей ярко выражены две доминанты: самоутверждение (достижение, власть, богатство) и открытость изменениям (самостоятельность, готовность к риску/новизне, гедонизм). У детей эти доминанты сохраняются, но у них сильнее социальная ориентация (забота о других в противовес самоутверждению). Иное у детей и отношение к работе: в отличие от трудоголиков-отцов они собираются работать только примерно до 45 лет. В вопросах преемственности отцы отдают явное предпочтения сыновьям.
Несмотря на внешнеполитическую изоляцию и экономические трудности рейтинг президента Владимира Путина устойчиво остается сверхвысоким. Экономическая ситуация, в отличие от 2000-х годов, перестала быть определяющей для оценки лидера. При этом рейтинг одобрения является вполне реальным, его возможное завышение не превышает нескольких пунктов. Чем обусловлена эта поддержка?
Для объяснения ее причин автор рассматривает взлеты популярности лидеров на фоне кризисных событий, особенно международных – эффект «rally around the flag». Для его формирования очень важны медиа, ведь подобные события люди воспринимают через них.
На примере санкций Казун рассматривает медиа-технологии, позволившие добиться этого эффекта.
Среди них:
См. также:
Лаборатория экономико-социологических исследований: Старший научный сотрудник
Лаборатория экономико-социологических исследований: Младший научный сотрудник
Профессор Кафедры анализа социальных институтов