Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452
E-mail: yroshchina@hse.ru
Нефедова А. И., Маринина Е. И., Шматко Н. А.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
Komyaginskaya E., Gallyamova A., Golubkova A. et al.
Applied Cognitive Psychology. 2025.
In bk.: International Encyclopedia of Business Management. Vol. 2. Elsevier, 2026. P. 662-666.
Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.
Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.

Грант в размере 250 000 рублей победители могут направить на профессиональное развитие, а также на создание и обновление учебных курсов. Отбор кандидатов в НИУ ВШЭ проходил в несколько этапов: сначала факультеты представили своих претендентов, а затем комиссия Учёного совета определила финальный список участников для оргкомитета программы. Торжественное награждение состоялось 26 ноября на заседании Учёного совета ВШЭ.
Алёна Игоревна Нефедова – не только доцент факультета социальных наук, но и ведущий научный сотрудник ИСИЭЗ. Она преподаёт курсы по анализу данных и ведёт научно-исследовательские семинары, успешно совмещая преподавание с выполнением реальных исследовательских проектов.
– Алёна Игоревна, поздравляем с победой! Расскажите, почему вы решили поучаствовать в конкурсе?
– Большое спасибо! Честно говоря, я сомневалась. Подать документы посоветовала руководитель департамента образовательных программ ИСИЭЗ Джамиля Сабирова, за что я ей невероятно признательна. Опыта участия в подобных конкурсах у меня не было, и в победу я не особо верила, ведь было много достойных кандидатов – и я уверена, что практически каждый преподаватель Вышки достоин такого гранта. До сих пор нахожусь в некотором шоке, что у меня получилось выиграть!
– На какие задачи вы планируете направить грант?
– Средства гранта я хочу направить на две взаимосвязанные задачи.
Во-первых, разработать методическое руководство по организации научно-исследовательских семинаров. В центре внимания будет индивидуальная работа со студентами: от выбора методологии и построения дизайна исследования до организации обсуждения предварительных результатов и итоговых защит. Я хочу описать механики обсуждения, практики вовлечения студентов, обучение взаимной критике и поддержке – всё то, что создаёт здоровую исследовательскую культуру в семинаре. Мне самой такого руководства в работе не хватает.
Во-вторых, я планирую пройти обучение по продвинутым методам анализа данных и более глубокому освоению ИИ-инструментов. Это особенно актуально сейчас — нужно понимать, как эти инструменты работают, чтобы учить студентов использовать их критически и этично. Новые знания я сразу интегрирую в свои курсы и стараюсь каждый год обновлять учебные планы – как в содержательном, так и техническом их наполнении.
– Что вам больше всего нравится в преподавании и как вы видите своё дальнейшее развитие в этой сфере?
– В преподавании я развиваюсь скорее стихийно – когда появляется идея, стараюсь сразу реализовать её в рамках курсов. Многое беру из практики собственного регулярного обучения и перенимаю интересные подходы. Конечно, я всегда читаю обратную связь от студентов и стараюсь быть с ними в контакте. Например, студенты в прошлом году раскритиковали меня за избыток мастер-классов от приглашённых спикеров – хотя я считала это отличной идеей. В этом году я отказалась от них и вернулась к классическим семинарам. Парадоксально, но это понравилось студентам гораздо больше.
Больше всего в преподавании мне нравится диалог и необходимость постоянно быть «в форме», оставаться в курсе событий. Именно на занятиях я чувствую, что делаю что-то по-настоящему важное и нужное. В будущем я бы хотела усилить свою методическую подготовку – кажется, у меня уже накопилось достаточно и опыта, и вопросов для этого.
Кафедра экономической социологии: Доцент