• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аутентичность личности в условиях разных жизненных вызовов

ПРОЕКТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОДДЕРЖАНЫЙ РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Аннотация
Аутентичность личности – это способность быть верным своему истинному «Я» - индивидуальной природе (полу, возрасту, темпераменту), пространственно-временным обстоятельствам жизни и предназначению. Актуальность исследования задана внутренней логикой развития психологии личности (развитием методологической оптики в условиях стремительных изменений) и социальной ситуацией высокой геополитической турбулентности, предъявляющей требования ко всем возможностям в поддержании жизнестойкости. Новизна проекта обусловлена новизной психологии аутентичности как научного направления, концептуализацией центрального понятия, созданием и развитием Субъектной концепции аутентичной личности, использованием свежих, частично разработанных, частично адаптируемых специально под задачи данного проекта методов и методик, постановкой проблемы, исследованием выборок, которые ранее не привлекались для изучения аутентичности личности, и ожидаемыми эмпирическими фактами. Первопроходцами в данной проблемной области являются именно члены научной группы. Исследования показывают благотворные эффекты аутентичности личности на разные аспекты психологического благополучия и позитивного функционирования (самооценку, удовлетворенность и осмысленность жизни, про-социальность). До недавних пор, однако, аутентичность личности изучалась в стабильных жизненных условиях. Настоящий проект ставит целью изучение роли аутентичности личности в ситуациях разных жизненных вызовов. Жизненный вызов (life challenge) – это ситуация или событие высокого напряжения, требующее перестройки и мобилизации ресурсов, в силу изменения жизненной ситуации и ограниченности ранее выработанных адаптаций. Резкие изменения ставят дополнительную задачу сохранения верности своему истинному «Я», своей личности, в новых обстоятельствах. Мы предполагаем изучить роль аутентичности личности в нескольких исследовательских модулях, посвященных 1) типичным трудным жизненным ситуациям студенческой молодежи 2) ситуациям кризисного или благоприятного проживания периода становящейся молодости 3) романтическим отношениям 4) преодолению спортивной травмы 5) совладанию с травматическим стрессом сотрудников служб экстренного реагирования (first responders) и обычных пострадавших. Все эти обстоятельства содержат в себе высокие риски изменения индивидуальности и жизненного пути человека. Все запланированные исследовательские модули, отражающие самоощущение личности в разных ситуациях переходов и вызовов, являются новыми. В общей сложности будет опрошено порядка 1500 респондентов, создано либо адаптировано не менее трех стандартизированных опросников. Научная группа включает семь человек, трое из которых работают над кандидатскими диссертациями, посвященными психологии аутентичности. Имеется солидный задел для реализации поставленных задач (методы, опыт, частично собранные эмпирические данные). На основе результатов изучения ресурсной роли аутентичности в преодолении спортивной травмы, повышении устойчивости к травматическому стрессу сотрудников служб экстренного реагирования (first responders) и обычных пострадавших планируется подготовка методических рекомендаций (программы самопомощи) спортсменов и других людей, находящихся в экстремальных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  • Проект будет организован по модулям в соответствии с научными интересами и компетенциями исполнителей, отвечающих за их реализацию. Методики и выборки будут различаться, но объединяться общей проблемой исследования.
  • Будет содержательно обновлена Субъектная концепция аутентичной личности: уточнены «светлые»/«темные» стороны аутентичности, психологические бонусы и риски обладания данным качеством, его связь с привязанностью к месту, получены данные о роли аутентичности в ситуациях разных жизненных вызовов, от нормативных и повседневных до экстремальных.
  • Будут адаптированы некоторые новые для России опросники, предположительно Шкалы потока (Singh et al., 2016), Опросника возрастных кризисов (Petrov et al., 2022) и Шкалы аутентичного и неаутентичного самовыражения (Al-Khouja, 2022), которые, в случае наличия хороших психометрических качеств, станут доступны российским исследователям и практикам.
  • Модуль «Аутентичность и трудные жизненные ситуации студенческой молодежи» направлен на идентификацию повседневных трудных ситуаций, присущих высоко- и низкоаутентичным молодым людям и девушкам, обучающимся в университете. Будут проанализированы паттерны трудных жизненных ситуаций в зависимости от восьми показателей аутентичности, заимствованных из личностно-ориентированной, экзистенциальной и субъектной концепций аутентичности. Предполагается выявить зоны уязвимости высоко- и низкоаутентичных представителей обучающейся молодежи; также ожидается, что у высокоаутентичных респондентов трудностей будет меньше.
  • Модуль «Аутентичность в период перехода во взрослость» будет посвящен особенностям аутентичности у молодых людей с траекториями перехода перехода во взрослый период жизни, различающимися разной степенью напряженности (острокризисной или благополучной). Предполагается, что кризисность этого перехода будет отрицательно взаимосвязана с уровнем переживаемой аутентичности.
  • Модуль «Аутентичность и романтические отношения» будет фокусироваться на роли диспозициональной аутентичности в установлении романтических отношений как жизненного вызова в зависимости от пола субъекта. Предполагается уменьшение аутентичности отношений мужчин и женщин с возрастом; при этом у низкоаутентичных респондентов будет преобладать низкое качество отношений (много тревожности и избегания близости, низкий уровень близости, страсти, обязательств и общей искренности отношений).
  • Модуль «Аутентичность в физкультуре и спорте» будет посвящен проявлениям аутентичности у людей, вовлеченных в двигательную активность и любительский спорт, и роли аутентичности в процессе восстановления после спортивной травмы у профессионалов. Будет осуществлен предварительный анализ результатов первого в психологии исследования ресурсной, буферной или фасилитирующей роли аутентичности в преодолении спортивной травмы как профессионального вызова. Ожидается получить прямые и непрямые (медиация) связи аутентичности с показателями эффективного восстановления и психологическим благополучием.
  • Модуль «Аутентичность и посттравматический стресс» будет направлен на изучение роли аутентичности в фасилитации устойчивости к травматическому стрессу и совладания с ним у сотрудников служб экстренного реагирования (first responders) и обычных пострадавших. Ожидается, что аутентичность будет образовывать более сильные связи с показателями устойчивости у «вторичных» жертв по сравнению с обычными пострадавшими.
  • Будет осуществлено обоснование и подготовка научно-практической программы с рабочим названием «РАСЦВЕТ» (акроним по основным семи компонентам помощи реабилитантам: Реабилитация, Аутентичность, Стрессоустойчивость, Целеустремленность, Витальность, Единение, Трудоспособность) для помощи людям, перенесшим травмы и столкнувшимся с вызовом возвращения к полноценной жизни и дееспособности.
  • Благодаря высокой интеграции членов научной группы в международное научное сообщество и коллаборации с ведущими исследователями аутентичности личности, с которыми есть совместные публикации, ожидается получить результаты высокого качества, которые будут представлены в не менее чем 9 статьях в базах WoS/Scopus/RSCI, не менее 3 докладах на международных конференциях и не менее 5 – на российских.

Статус: активен 

Участники проекта

Нартова-Бочавер Софья Кимовна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Заведующий лабораторией

Резниченко София Ивановна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Основной исполнитель

Бочавер Константин Алексеевич

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Основной исполнитель

Ерофеева Виктория Георгиевна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Основной исполнитель

Байрамян Роксана Мамиконовна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Исполнитель

Борисова Анна Юрьевна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Исполнитель

Шмарина Татьяна Александровна

Научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды: Исполнитель


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.