Сотрудники HSE UX LAB на Весенней психологической школе: о чем мы рассказали подрастающему поколению?
Конец марта для студентов Вышки – это сессия. Для школьников – каникулы. Но не для всех. Некоторые, самые талантливые ребята со всей страны, попадают в число счастливчиков, которым удается стать участниками Весенней психологической школы. Это мероприятие для учащихся 9–11 классов, где ребятам лучшие из лучших преподавателей вышкинского департамента психологии вместе с некоторыми студентами читают интересные лекции по самым актуальным темам, проводят семинары и мастер-классы.
В этом году сразу 6 сотрудников нашей лаборатории были приглашены быть преподавателями ВПШ. Так, школа, фактически, открылась лекцией Елены Рыбиной «Автостопом по академической карьере», где Лена рассказала участникам ВПШ о том, что их ждет в том случае, если они захотят развиваться как академические психологи: ученые и преподаватели. Какие навыки должны быть у психолога, если он хочет заниматься наукой и преподавать в вузе? Какие сложности его ждут и как с ними можно справиться? Своей личной историей и ценными лайфхаками Лена и поделилась со студентами. Марафон лекций от HSE UX LAB продолжился выступлением Насти Ануфриевой о человек-компьютерном взаимодействии, растущих темпах цифровизации и что психолог может сделать для изучения цифрового мира. Как компьютеры и гаджеты влияют на наши познавательные функции, улучшают или вредят? О самых ярких исследованиях внимания, памяти и мышления в цифровой среде Настя и рассказывала.
Бессменный лидер нашей дружной научной команды, Елена Сергеевна Горбунова, представила участникам ВПШ хит-парад самых запоминающихся и показательных экспериментов в психологической науке. Неужели и в психологии бывают эксперименты? Разве это не что-то из физики, химии, а психологам надо довольствоваться только беседой и опросниками? Елена Сергеевна развеяла этот миф и рассказала ребятам о том, как делать в психологии эксперименты правильно, учитывать множество факторов. Ксюша Сигнаевская подхватила эстафету и провела семинар на тему того, что такое баннерная слепота. Это такой юзабилити-феномен, когда люди не замечают информацию, размещенную там, где обычно бывает реклама. Почему так происходит и что с этим делать Ксюша и обсудила с участниками ВПШ.
Продолжая тему эффектов цифровизации на когнитивные функции, Тимофей Березнер провел семинар про то, что такое когнитивные искажения и как с ними бороться, с отдельным вниманием к тому, как когнитивные искажения проявляются именно в цифровой среде. Удалось обсудить десятки самых распространенных когнитивных искажений, откуда они берутся, а главное – посмотреть кейсы когнитивных искажений именно применительно к различным сайтам. А подытожил знакомство участников ВПШ с замечательным коллективом нашей лаборатории Фрол Сапронов, прочитав в последний день школы вводную лекцию о том, что же такое когнитивная наука. В ходе других лекций и семинаров у ребят уже успели сформироваться некие интуиции по данному вопросу, но под конец школы им представили структурированный и научный взгляд о том, как же соотносятся друг с другом психика и мозг и чем когнитивный ученый отличается от когнитивного психолога.
Мы очень рады, что нам удалось прикоснуться к возможности просвещать молодое поколение! Ждем ребят в стенах нашего университета!