• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эвдемония: от Аристотеля до современных исследований благополучия

1 марта 2024 года научно-учебная группа «Лаборатория развития личности» организовала лекцию «Эвдемония: от Аристотеля до современных исследований благополучия». Спикер — младший научный сотрудник, ассистент департамента психологии, аспирантка 1 года обучения аспирантской школы по психологии Елена Воеводина.

Эвдемония (др.-греч. εὐ - благо, δαιμονία – даймон, дух) – феномен, исследования которого набирают все большую популярность в различных областях, в связи с чем остро стоит вопрос его определения. Для Аристотеля эвдемония — деятельностное стремление к добродетелям, которое может являться в разных формах: от телесного перцептивного ощущения до стремления «к чему-то высшему». Таким образом возникает некоторое разделение счастья, эвдемонии на эмоциональное переживание и деятельность по достижению смысла, исполненности, высших целей.

В современной науке существует множество концептуализаций эвдемонии и попыток разработать психометрический инструмент ее измерения. Э. Динер определяет счастье через феномен субъективного благополучия, а именно, через повышение позитивных эмоций и уменьшение негативных. К. Рифф разработала собственную модель благополучия, в которой оно понимается синонимично эвдемонии (в данной модели К. Рифф, вслед за Аристотелем, разделяет эмоциональное переживание счастья и стремление «к чему-то высшему»). В. Хута в своих работах выделила два фактора счастья: гедония (к которой относится феномен субъективного благополучия Э. Динера) и эвдемония.

Вокруг разделения на гедонию и эвдемонию возникла дискуссия, которая до сих не разрешена: являются ли гедония и эвдемония взаимоисключающими или дополняющими феноменами? Существуют разные теоретические воззрения и попытки ответить на этот вопрос эмпирическим путем. Елена Юрьевна работает над обзорной публикацией, которая даст предварительный ответ на поставленные вопросы.