• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Математические методы в социологии: переосмысление позиций «качественников» и «количественников»

8 апреля состоялся 18й семинар НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях» на тему «Применение математического метода как качественное исследование». С докладом выступила  Толстова Юлиана Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук.

Доклад был посвящен спорности и неоднозначности привычной демаркации на "качественное" и "количественное", и вызвал оживленную дискуссию среди аудитории. Юлиана Николаевна Толстова предложила слушателям переосмыслить позиции «качественников» и «количественников», начав свои рассуждения с вопроса о том, как эти категории понимаются в  исследовательской практике  студентами и уже состоявшимися исследователями.  Предпринятый автором анализ методической литературы показывает, что назрела необходимость вводить более корректные определения, уходя от стереотипного разделения. По утверждению Ю.Н.Толстовой, четкой границы между методическими приёмами «качественников» и «количественников» не существует. К примеру, в «количественном» исследовании ученые неизбежно прибегают к «субъективной» интерпретации.

Если говорить об основных характеристиках количественного и качественного подходов, преподносимых студентам в процессе обучения, то каждая из них может быть оспорена. К примеру, «понимание», обычно отождествляемое с качественным подходом, может осуществляться и с помощью статистических методов. А признание дедукции, как доминирующей логики «количественного метода», также имеет недостаточно оснований. Ю.Н.Толстова привела довод о том, что сама математика развивается индуктивно, а не дедуктивно.

Пример одной из методик (многомерного шкалирования) позволил проиллюстрировать то, как соединены воедино формализованные методы и приемы качественного исследования для формирования семантического поля, характеризующего исследуемый социальный объект. В ходе решения содержательной задачи исследователь обращается к математическому аппарату для создания модели, позволяющей перейти от системы обыденных значений к научной модели отражения мира. И такого рода моделирование может быть самым разным. Все процедуры и алгоритмы конструирования изоморфной модели, отражающей социальную реальность, невозможно разбить на условно «количественные» или «качественные».

В ходе дискуссии слушатели предлагали такие критерии для методологического баланса, как наличие обратной связи с объектом исследования, возможность для последовательных методических вкладов разного типа, что позволяет усилить обоснованность исследовательских выводов. Особый интерес вызвал рассказ Натальи Ворониной по поводу одного из ее исследований, в котором после количественного этапа и интерпретации результатов возникла потребность провести качественное исследование. Более подробное обсуждение этого и других подобных примеров было запланировано на ближайшие встречи НУГа.