• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Работы, опубликованные в рамках деятельности НУГа в 2014-2016 г.г.
Глава в книге
Стратегии смешивания методов (Mixed methods research): обзор современных дискуссий о формировании "методологического движения"

Савинская О. Б.

В кн.: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 8467-8475.

Статья
Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии

Глазков К. П., Стрельникова А. В.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 79-91.

Статья
Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии

Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю. и др.

Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29.

Статья
Exploring the Russian Online Gift-Exchange Communities: the Results of Nethnographic Approach

Polukhina E., Strelnikova A.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 12. P. 2041-2049.

Статья
Изучение повседневной мобильности горожанок с детьми : опыт применения стратегии смешивания методов

Балакирева М. С.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 60-69.

Статья
Понятийный аппарат стратегии смешивания методов: по материалам круглого стола

Савинская О. Б., Истомина А. Г.

Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 142-149.

Глава в книге
Исследовательские дизайны в стратегиях смешивания методов и их познавательные возможности

Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д., Балакирева М. С.

В кн.: Десятые Ковалевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. СПб.: Скифия-принт, 2015. С. 986-987.

Глава в книге
Исследования со "смешанными" методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подхода

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

В кн.: Метод: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Вып. 5: Методы изучения взаимозависимостей в обществоведении . М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2015. С. 309-318.

Статья
Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: a Pragmatic Approach. SAGE Publications, 2014

Полухина Е. В.

Социологические исследования. 2015. № 6. С. 168-170.

Статья
Методы анализа текста в смешанном дизайне исследования

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

Политическая наука. 2015. № 2. С. 104-116.

Статья
Comprehensive Field Work Instructions: A Review of Applied Ethnography. Guidelines for Field Research

Polukhina E.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 6. P. 826-829.

Статья
Biography as a ‘Tree of choices’: discovering the life trajectories of young entrepreneurs in Russia

Polukhina E., Poylova A.

The Qualitative Report. 2017. Vol. 22. No. 5. P. 1259-1268.

Математические методы в социологии: переосмысление позиций «качественников» и «количественников»

8 апреля состоялся 18й семинар НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях» на тему «Применение математического метода как качественное исследование». С докладом выступила  Толстова Юлиана Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук.

Доклад был посвящен спорности и неоднозначности привычной демаркации на "качественное" и "количественное", и вызвал оживленную дискуссию среди аудитории. Юлиана Николаевна Толстова предложила слушателям переосмыслить позиции «качественников» и «количественников», начав свои рассуждения с вопроса о том, как эти категории понимаются в  исследовательской практике  студентами и уже состоявшимися исследователями.  Предпринятый автором анализ методической литературы показывает, что назрела необходимость вводить более корректные определения, уходя от стереотипного разделения. По утверждению Ю.Н.Толстовой, четкой границы между методическими приёмами «качественников» и «количественников» не существует. К примеру, в «количественном» исследовании ученые неизбежно прибегают к «субъективной» интерпретации.

Если говорить об основных характеристиках количественного и качественного подходов, преподносимых студентам в процессе обучения, то каждая из них может быть оспорена. К примеру, «понимание», обычно отождествляемое с качественным подходом, может осуществляться и с помощью статистических методов. А признание дедукции, как доминирующей логики «количественного метода», также имеет недостаточно оснований. Ю.Н.Толстова привела довод о том, что сама математика развивается индуктивно, а не дедуктивно.

Пример одной из методик (многомерного шкалирования) позволил проиллюстрировать то, как соединены воедино формализованные методы и приемы качественного исследования для формирования семантического поля, характеризующего исследуемый социальный объект. В ходе решения содержательной задачи исследователь обращается к математическому аппарату для создания модели, позволяющей перейти от системы обыденных значений к научной модели отражения мира. И такого рода моделирование может быть самым разным. Все процедуры и алгоритмы конструирования изоморфной модели, отражающей социальную реальность, невозможно разбить на условно «количественные» или «качественные».

В ходе дискуссии слушатели предлагали такие критерии для методологического баланса, как наличие обратной связи с объектом исследования, возможность для последовательных методических вкладов разного типа, что позволяет усилить обоснованность исследовательских выводов. Особый интерес вызвал рассказ Натальи Ворониной по поводу одного из ее исследований, в котором после количественного этапа и интерпретации результатов возникла потребность провести качественное исследование. Более подробное обсуждение этого и других подобных примеров было запланировано на ближайшие встречи НУГа.