• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Работы, опубликованные в рамках деятельности НУГа в 2014-2016 г.г.
Глава в книге
Стратегии смешивания методов (Mixed methods research): обзор современных дискуссий о формировании "методологического движения"

Савинская О. Б.

В кн.: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 8467-8475.

Статья
Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии

Глазков К. П., Стрельникова А. В.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 79-91.

Статья
Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии

Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю. и др.

Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29.

Статья
Exploring the Russian Online Gift-Exchange Communities: the Results of Nethnographic Approach

Polukhina E., Strelnikova A.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 12. P. 2041-2049.

Статья
Изучение повседневной мобильности горожанок с детьми : опыт применения стратегии смешивания методов

Балакирева М. С.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 60-69.

Статья
Понятийный аппарат стратегии смешивания методов: по материалам круглого стола

Савинская О. Б., Истомина А. Г.

Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 142-149.

Глава в книге
Исследовательские дизайны в стратегиях смешивания методов и их познавательные возможности

Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д., Балакирева М. С.

В кн.: Десятые Ковалевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. СПб.: Скифия-принт, 2015. С. 986-987.

Глава в книге
Исследования со "смешанными" методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подхода

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

В кн.: Метод: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Вып. 5: Методы изучения взаимозависимостей в обществоведении . М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2015. С. 309-318.

Статья
Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: a Pragmatic Approach. SAGE Publications, 2014

Полухина Е. В.

Социологические исследования. 2015. № 6. С. 168-170.

Статья
Методы анализа текста в смешанном дизайне исследования

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

Политическая наука. 2015. № 2. С. 104-116.

Статья
Comprehensive Field Work Instructions: A Review of Applied Ethnography. Guidelines for Field Research

Polukhina E.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 6. P. 826-829.

Статья
Biography as a ‘Tree of choices’: discovering the life trajectories of young entrepreneurs in Russia

Polukhina E., Poylova A.

The Qualitative Report. 2017. Vol. 22. No. 5. P. 1259-1268.

Паспорт проекта

О проекте

Расширяющаяся практика применения качественных методов обозначила границы его познавательных возможностей, преимущества и    ограничения методологии. Стало очевидным, что количественная и качественная стратегия дополняют друг друга – совместное применение  количественных и качественных методов делает исследование более целостным, интегрированным, а получаемые результаты становятся более полными. Вместе с тем, идет поиск методик, которые находятся на середине методического континуума, задействующие возможности качественного и количественного подходов, как на этапе сбора данных, так и на этапе анализа.

Следует признать, что в российской практике сочетание количественного и качественного подходов стали называть «комплексными исследованиями». В данном методологическом исследовании мы сознательно хотели бы внести корректировку в понятийное обозначение этого направления исследований, предложив термин, согласующийся с международной практикой, который бы в дальнейшем не приводил к понятийной двузначности. Кроме того, содержательно, слово «комплексный» скорее обозначает сложность, многокомпонентность составных частей исследования, а не идею сочетания методов. Понятие «смешивание» нам представляется также удачным с точки зрения образа той деятельности, которая происходит в исследовательском процессе.

Кроме этого, мы отмечаем, что смешивание методов, применяемое уже много лет на практике, часто оказывается недостаточно отрефлексированным в методологической литературе. В публикациях часто обоснование выбора уникальной стратегии смешивания остается за рамками текста. Мы предполагаем, что необходимо проанализировать имеющиеся практики публикации статей и предложить типичную рамку описания методологии, которая бы давала возможность исследователям чётко позиционировать свое исследование для читателя.

 Цели и задачи проекта

Цель исследования – изучить практики сочетания или смешивания количественных и качественных методов, методик и техник сбора и анализа данных, и разработать многоуровневую и многокритериальную классификацию существующих дизайнов «смешанного» исследования, и реализующих их специфических или типовых методов, методик, процедур.

Задачи

  1. Систематизировать имеющиеся в литературе теоретические подходы к анализу природы смешанного исследования.
  2. На примере данных доступных исследований представить типичные примеры сочетания/смешивания качественных и количественных методов, отрефлексировать причины обращения к смешанной стратегии исследования.
  3. Разработать логические модели, репрезентирующие дизайн исследования, связки смешивания разных методов, и возникающие познавательные возможности. Проиллюстрировать их полученными примерами.
  4. Разработать многоуровневую и многокритериальную классификацию существующих дизайнов «смешанного» исследования.
  5. Изучить этические проблемы, возникающие в процессе смешивания методов и командной работы разнокомпетентных исследователей и стратегии их разрешения. Определить постулаты этики «смешанного исследования».
  6. Разработать и адаптировать методику выбора исследователем наиболее приемлемого дизайна для изучения имеющейся проблемы.

Основной метод данного методологического исследования – методологическая описательная и аналитическая рефлексия, классификация и триангуляция данных.

Данное методологическое исследование базируется на вторичном анализе нескольких эмпирических исследований, которые будут проводиться в мини-группах, возглавляемых преподавателями с активным участием студентов и аспирантов НУГа.

Методы эмпирического исследования должны включать данные, собранные количественным (массовый опрос, эксперимент или анализ документов) и/или качественным (интервью, наблюдение, анализ документов) методом. Доступные данные исследований могут быть как собственного авторства, так и данные других исследователей, используемые для вторичного анализа, в ходе которого будут применяться количественные и качественные методы анализа

Сроки проведения работы над проектом

Январь-декабрь 2015 года.

Ожидаемые научные результаты исследований

Мы предполагаем, что результаты исследования могут быть полезны для исследователей-практиков. Подготовленная монография как основной продукт исследования и в частности представленная в ней методика станут руководством для выбора оптимального исследовательского дизайна эмпирического исследования. В монографии также будут представлены типичные модели смешивания методов, формы их репрезентации в научной публикации, стилистика методологической рефлексии смешивания методов. Во-вторых, данная монография может быть основой для преподавания курса по смешанным исследованиям в рамках магистерской программы факультета социальных наук.