• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайн исследования как паззл

18 декабря состоялся 17й семинар НУГ, заключительный в текущем году. Участники НУГ и гости обсудили новейшие подходы к разработке исследовательских дизайнов: от оценочных исследований в сфере социальной политики до цифровых исследований в трансформирующемся социальном пространстве.

Дизайн исследования как паззл

Семинар  открыла  руководитель НУГ Ольга Савинская, выступившая с докладом об опыте разработки родительской оценки дошкольного образования. Эта оценка базировалась на стратегии смешивания методов, в частности, был применен дизайн последовательных вкладов (Morgan 2014): качественная часть исследования (30 интервью), а следом – количественная (340 анкет). Результатом стала разработка и апробирование качества трех видов шкал – прямого замера и сумматорного типа, сравнение их применимости для проведения родительской оценки. Анализируя дизайн последовательных вкладов, была обоснована модель «транзитивных переходов» или то, каким образом собирается, трансформируется и аккумулируется знание - обыденное и научное - в процессе реализации двух этапов исследования.

Далее прозвучали выступления со-руководителя НУГ Елизаветы Полухиной, которая поделилась опытом новейших исследований в digital sociology, полученном ею в рамках двухдневного семинара в ЦНСИ (г.Санкт-Петербург), и участника НУГ Константина Глазкова, который посетил "Цифровой коллоквиум" в г. Москве. После этого началась активная дискуссия, в ходе которой  участница НУГ Анна Истомина поделилась своими размышлениями о соотношении "методологического" и "содержательного" в работах, так или иначе связанных с рассмотрением проблематики стратегий смешивания методов. По ее мнению, прагматизм диктует ad hoc логику, поскольку в качестве точки отсчета выступает проблематичная ситуация , которая уникальна и задана совокупностью контекстуальных условий, следовательно обосновать  (для научного сообщества) адекватность/ обоснованность дизайна можно только погрузив в контекст, содержание (а если строго по Дьюи, то можно и в экзистенциальные условия, которые этому предшествовали; к примеру, объем финансирования проекта, его сроки и т.д.). Поэтому, в отличие от качественных или количественных традиций, которые обосновываются парадигмами, в которых  точкой отсчета выступает определенное  (универсальное в рамках парадигмы) видение природы социальной реальности,  которое и предопределяет (по крайней мере, де факто) выбор методологии и методов, в случае смешанных дизайнов содержательная компонента исследований остается на одном из первых мест.

Презентация О.Б.Савинской:

 Савинская_18.12.2015 (PPT, 5.25 Мб)