• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Работы, опубликованные в рамках деятельности НУГа в 2014-2016 г.г.
Глава в книге
Стратегии смешивания методов (Mixed methods research): обзор современных дискуссий о формировании "методологического движения"

Савинская О. Б.

В кн.: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 8467-8475.

Статья
Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии

Глазков К. П., Стрельникова А. В.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 79-91.

Статья
Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии

Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю. и др.

Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29.

Статья
Exploring the Russian Online Gift-Exchange Communities: the Results of Nethnographic Approach

Polukhina E., Strelnikova A.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 12. P. 2041-2049.

Статья
Изучение повседневной мобильности горожанок с детьми : опыт применения стратегии смешивания методов

Балакирева М. С.

ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 60-69.

Статья
Понятийный аппарат стратегии смешивания методов: по материалам круглого стола

Савинская О. Б., Истомина А. Г.

Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 142-149.

Глава в книге
Исследовательские дизайны в стратегиях смешивания методов и их познавательные возможности

Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д., Балакирева М. С.

В кн.: Десятые Ковалевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. СПб.: Скифия‐принт, 2015. С. 986-987.

Глава в книге
Исследования со "смешанными" методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подхода

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

В кн.: Метод: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Вып. 5: Методы изучения взаимозависимостей в обществоведении . М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2015. С. 309-318.

Статья
Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: a Pragmatic Approach. SAGE Publications, 2014

Полухина Е. В.

Социологические исследования. 2015. № 6. С. 168-170.

Статья
Методы анализа текста в смешанном дизайне исследования

Полухина Е. В., Просянюк Д. В.

Политическая наука. 2015. № 2. С. 104-116.

Статья
Comprehensive Field Work Instructions: A Review of Applied Ethnography. Guidelines for Field Research

Polukhina E.

The Qualitative Report. 2015. Vol. 20. No. 6. P. 826-829.

Статья
Biography as a ‘Tree of choices’: discovering the life trajectories of young entrepreneurs in Russia

Polukhina E., Poylova A.

The Qualitative Report. 2017. Vol. 22. No. 5. P. 1259-1268.

Состоялся 8й семинар НУГ

20 июня состоялся специальный семинар на тему «Тело, образы, культура: дискурсивно-визуальный анализ национальной идентичности», организованный НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях» совместно с участниками проекта «Социально-исторические аспекты национальной идентификации в России, Украине и Польше".

Участники проекта «Социально-исторические аспекты национальной идентификации в России, Украине и Польше" подготовили семинар при поддержке Фонда Розы Люксембург. С докладами выступили Юлиана Матасова (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт транстекстуальных и транскультурных исследований, Университет Лион-3 имени Жана Мулена) и Александрина Ваньке (Институт социологии РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук).

Культуролог и литературовед Юлиана Матасова в своем выступлении рассмотрела визуальные стратегии создания сценического образа украинской популярной певицы Ирины Билык, проследив механику тотальной трансформации ранее существующего канона как необходимую для воплощения национально желаемого в условиях постколониального транзита, осуществляемого Украиной. В обстоятельствах счастливой» прекарности – когда индустрия популярной культуры в независимой Украине не структурирована – Билык избирает тактику ухода от партикулярности национального (эксплуатируемого в советском) в сторону «притягательных» универсалий «западного». В середине 1990-х, утвердившись в статусе самой популярной автора и исполнительницы, певица начинает трансгрессию собственного канона, обращаясь за вдохновением к субверсивным практикам женской альтернативной сцены США (Кортни Лав, Тори Эймос). Тем самым Билык интуитивно реагирует на ухудшающиеся политические условия постколониальной нации: одним из методов их актуализации и одновременного сопротивления им становится визуальная стратегия агрессивной аглификации. В 2000 году, как бы подытоживая предыдущий опыт по актуализации и реализации национально желаемого, певица создает радикально новый образ, который парадоксально работает с национально-мифологической архетипикой Тени, постулируя следующий этап постколониального транзита Украины. Однако на фоне наступления «фронтиров капитала» мирового и прежде всего российского шоу-бизнеса певица вынужденно прибегает к визуальной самоцензуре, возвращаясь к своему, казалось бы, каноническому (комфортному) образу. Впрочем, теперь он воплощает обстоятельства трагической национальной «бездомности».

Методологии и методическим приемам анализа национальных образов и метафор посвятила свое выступление социолог Александрина Ваньке. В нем она, с одной стороны, наметила перспективы для формулирования понятий «политическое тело нации» и «национальное тело», которые, по ее мнению, сходятся в точке с «национальным воображением», вносящим вклад в работу по построению воображаемого сообщества. С другой стороны, опираясь на разнообразные эмпирические материалы (высказывания участников фокус-групп, их коллажи и рисунки, а также высказывания экспертов, статьи и изображения из масс-медиа), она выстроила классификацию метафорических образов России и Украины, наполняющих русское языковое пространство, среди которых присутствуют как телесные, так и другие виды образных высказываний. В числе выделенных ею типов: гендерные, животные, природные, пространственные, географические, символические метафоры, которые атрибутируются России и Украине. Примером может послужить укоренившееся в постсоветской ментальности восприятие обеих стран как женщин. Однако если Россия представляется зрелой женщиной –
матерью, то Украина ассоциируется с девушкой – «невестой на выданье». Зафиксированный докладчицей перенос конфликта между Россией и Украиной в плоскость семейных и кровнородственных отношений участниками фокус-групп позволил обнаружить точки схождения политического тела нации и национального тела, где открывается возможность для проявлений национализма. В ходе дискуссии участники семинара пришли к мнению о том, что исследования национальной идентичности должны быть кросс-культурными и международными – предлагать взвешенный взгляд на процессы, протекающие в постсоветской действительности. Вместе с тем, междисциплинарный диалог на границе и поверхности
понятий позволил выйти за пределы противоречий и посмотреть на национальное желаемое и действительное, телесное и воображаемое через призму критической оптики.

С другими материалами исследований Александрины Ваньке и Юлианы Матасовой можно ознакомиться на сайте проекта по национальной идентичности https://nationalidentification.wordpress.com/2015/06/23/telesnoe_voobrazhaemoe/

Доклады вызвали оживленную дискуссию, так как тематика национальной идентичности является особенно актуальной в последние годы. В частности, комментарии Алексея Васильева были связаны с рекомендацией привлечь польский эмпирический материал (провести фокус-группу или опрос в одном из регионов Восточной Польши, например, в Люблине, где тесно взаимодействуют польская и украинская культуры, а также учится много украинских студентов). По мнению Алексея, важно, чтобы был не только российский взгляд на Польшу и Украину, но и обратные взгляды. Также участникам проекта было рекомендовано привлечь работы А.ДеЛазари из Лодзи и профессора Рябова из Иваново о "русском медведе" и вообще о польских стереотипах о России, а также отечественную традицию имагологических исследований, в первую очередь представленную специалистами Института славяноведения РАН, профессорами Хоревым, Липатовым, Лескинен и др., и уточнить понятийный аппарат - говорить скорее о телесной метафоре национального, а не о "политическом теле нации".

Полные версии докладов:

 Политическое тело нации (PPTX, 6.82 Мб)

 bilyk_moskva (PPT, 7.35 Мб)