Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая 11, ком.259
Телефон: (495) 748-08-07
Координатор кафедры – помощник гендиректора по науке ВЦИОМ Седова Наталья Николаевна
E-mail: nnsedova@inbox.ru
Тел.: (495) 748-08-09, (903) 173-44-16
Основная цель кафедры – сближение профессионального образования и практической исследовательской деятельности. Основная задача – дополнить теоретические знания студентов Вышки навыками в организации и проведении прикладных проектов, обработке и анализе первичной информации, а также навыками коллективной проектной работы.
Со времени начала измерения общественного мнения в современной России прошло 30 лет. 7 декабря 1987 года было подписано постановление ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам» (ВЦИОМ).
За 30 лет в стране сменилось поколение, на месте Советского Союза появилась Российская Федерация, страна прошла несколько кризисов, а в общественном сознании сменилось несколько эпох. Все эти годы ВЦИОМ стремится быть для общества зеркалом, отражающим самые важные процессы в общественном сознании, показывать россиянам, как живет и меняется страна, помогать осмыслять происходящее и искать дорогу в будущее.
Методы исследований изменились кардинально: мы всё ещё стучимся в квартиры россиян для того, чтобы узнать их мнение о положении дел в стране, о волнующих их проблемах, о надеждах и планах на будущее. Но сегодня наш интервьюер приходит к респонденту уже не с сумкой бумажных анкет, а с планшетом, половина наших опросов проводится уже не в квартирах, а по телефону. Только в ходе всероссийского телефонного опроса «Спутник» опрашивается 600 россиян каждый день, а с начала года в этом исследовании приняли участие уже почти 200 тысяч респондентов.
Не изменилась за 30 лет роль для общества, которую выполняют полстеры. Опросы общественного мнения остаются зеркалом, в котором общество узнаёт свои очертания. На заре перестройки оно отражало надежды о многопартийности, демократии и гласности (в 1989 г. 58% считали гласность главным проявление перестройки); тревоги и усталость от экономических трудностей 90-х (в 1994 г. около 40% ожидали гиперинфляции); надежды, связанные с восстановлением и ростом экономики в «нулевые» (люди могли планировать крупные траты, такие как ремонт (30%), обучение детей (18%), отдых по путевке (15%)), гордость за восстановление роли России в мировой политике и перепады настроений в периоды кризисов.
В то же время, современное общество более требовательно к опросам, чем 30 лет назад. Если раньше респондент чувствовал, что приглашение принять участие в опросе – это признак уважения, то сегодня опросы проводят многие, и важность участия в них не всегда понятна. Поэтому для нас очень важно проводить инициативные исследования, результаты которых мы можем делать публичными, рассказывая обществу о нем, показывая его отражение. Как показывают последние данные, интерес россиян к результатам соцопросов в обществе вырос (90% считают, что они нужны), однако уровень доверия ниже (67% считают, что они отражают реальное мнение граждан).
В современных опросах также видны наши ценности и фобии, широта русской души и узость рамок наших стереотипов. Нам интересно изучать общество и делиться с ним этим знанием. Так, сегодня на «карте страхов россиян» острее всего оценивается опасность международной напряженности и обесценивания сбережений, около 25% россиян считают, что самые сложные времена уже позади и около 40% - что они еще впереди.
ВЦИОМ сегодня – это масштабная, ответственная, интеллектуальная, передовая компания: около 200 региональных партнеров; открытая база данных исследований, собранная за 30 лет; география исследований от Азии до Америки; членство в международных (ESOMAR и др.) и региональных (ОИРОМ) объединениях; в год более 300 исследовательских проектов, более 80 тыс. упоминаний в СМИ, более 5 крупных научных мероприятий и проектов (в т.ч. ежегодная Грушинская социологическая конференция); базовые кафедры в ведущих российских вузах; своя издательская программа, в т.ч. 25-летняя практика издания журналов «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»; использование традиционных и новейших методов исследований, в т.ч. онлайн и многое другое.Уникальные проекты, стартовавшие в 2017 году: ежедневный всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» (первый в России и третий в мире); мобильное приложение ВЦИОМ для Андроид и IOS; выставка «30 лет измерений общественного мнения: 5 эпох в сознании россиян (1987 — 2017)», побывавшая более чем на 10 площадках страны; первый индустриальный форсайт, проведенный по инициативе ВЦИОМ.
8 декабря будет проведен первый в России международный социологический марафон «Исследователь 2.0: трансформация профессии в цифровую эпоху».