• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательная деятельность кафедры Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ)


ВЦИОМ в рамках деятельности базовой кафедры реализует целую серию образовательных программ, адресованных, прежде всего, молодым социологам – студентам, аспирантам, молодым исследователям НИУ ВШЭ.
Реализуя эти программы, ВЦИОМ преследует следующие задачи:
 трансляция накопленного нами опыта в сфере практической социологии молодым специалистам;
 формирование нового поколения клиентоориентированных социологов, умеющих грамотно сочетать теорию и практику, вписывать понимание заказчика и рынка в рамки научно-обоснованных подходов к проведению социологических исследований;
 формирование кадрового резерва компании.

Профориентационный семинар для бакалавров образовательной программы "Социология" первого года обучения.
Целями которого являются:
 ознакомление студентов с проблемным полем социологии;
 раскрытие спектра возможностей профессиональной самореализации и развитие мотивации профессионального роста;
 подготовка студентов к прохождению учебной и производственной практики.

Специальные курсы базовой кафедры Всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИОМ. 
В разные годы были прочитаны спецкурсы ВЦИОМ с разными названиями: "Как работает фабрика общественного мнения"; "Индустрия прикладной социологии: профориентационный практикум", читаемый совместно с другими базовыми кафедрами департамента социологии; "Индустрия прикладной социологии: профориентационный практикум Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)". За годы существования кафедры через спецкурс ВЦИОМ прошли сотни студентов.

Отзывы выпускников образовательной программы бакалавриата "Социология" о курсах ВЦИОМ

 

Мне очень понравились занятия базовой кафедры ВЦИОМ.

Чем понравились?

Ну, во-первых, занятия дали мне еще один шанс сделать то, что я люблю – провести исследование. Настоящее, с (наконец-то!) качественно собранными данными. Мне правда очень нравится проводить исследования. Пару недель назад я одновременно участвовала в трех исследованиях, в двух из которых я была руководителем. Несмотря на достаточно большую загруженность в университете, а также на то, что два исследования из трех были необязательными, я от них не отказалась. Я действительно получаю удовольствие от этого всего.

Что еще? Преподаватели. Очень понравились занятия Юлии Михайловны Баскаковой. Умная и отзывчивая девушка – приходила на помощь, давала советы. Было приятно и интересно ее слушать.

Тимур Алиевич Аймалетдинов провел важное занятие по презентации данных, дал очень много дельных советов, на его занятии я узнала много нового и полезного.

Я, наверное, не стану исключением, если скажу, что мне понравилось занятие Абрамова Константина Валерьевича. Оно не было похожим на все другие занятия, на которых я была в своей жизни. Это было как занятие по актерскому мастерству. Очень интересно. При этом приходилось не просто играть предложенные роли, а самому выпутываться из трудных ситуаций, самому регулировать ход действия своей сценки. И мне кажется, что у меня хорошо получилось. Константину Валерьевичу удалось раскрепостить нас, «раскрыть». Я узнала и себя, и многих своих однокурсников с новой стороны. Это было занятие, с которого не хотелось уходить; мне не хотелось, чтобы оно заканчивалось. Безусловно, оно было очень полезным, нужным и важным.

Занятия вообще были очень интересными. Не смотря на то, что мне иногда приходилось быть университете с 9.00 до 21.00 – на занятиях ВЦИОМа было не скучно, не клонило в сон, не хотелось поскорее уйти… :)

Что я могу сказать насчет организации – организовано хорошо, расписание занятий ВЦИОМа отлично вписалось в расписание университетских занятий, по крайней мере, в расписание моей группы – никаких «окон» и накладок из-за ВЦИОМа у меня не было. Многим не понравилась одна накладка, но лично я в тот день успела побывать в 4 разных местах и даже сдать целых 2 зачета. Просто я считаю, что нужно уметь правильно организовывать свое личное время, не паниковать зря и грамотно расставлять приоритеты, и тогда всюду успеешь.

Очень понравилось то, что нам прислали контакты преподавателей.

Раньше у меня были довольно поверхностные знания о том, как проводятся исследования – теперь я увидела больше, многое стало понятнее, яснее, четче. Например, то, как организуются исследования, как происходит «разделение труда»… и т.д. Я научилась еще лучше находить выход их трудных ситуаций. Нашла подтверждение многим своим знаниям и умениям, которым раньше я следовала интуитивно.

Безусловно, все было очень полезно. Не могу назвать какие-либо занятия лишними. Пока у меня есть возможность, я буду впитывать как губка все, а жизнь потом сама отфильтрует ненужное.

Напоследок я хотела бы сказать большое спасибо всем преподавателям за их советы, знания и опыт. Все было очень нужно и интересно. Спасибо. :)

Александра Петрова

  

На первом вводном занятии Федоров В.В. рассказал нам, что курс будет фактически состоять из двух частей: анализа производственного проекта и фокуса на специфике. Некие навыки организации и проведения социологического исследования у меня уже успели сформироваться за две больших курсовых работы в рамках обучения в ВШЭ, поэтому технические моменты были полезны как опыт «старшего товарища». Полезно было узнать, каким образом необходимо делать презентации (Аймалетдинов Т.А.), чтобы они были максимально информативными и не усыпляли слушателей; как формулировка вопроса может повлиять на получаемую информацию и результат исследования. Ну а самой информативной, разумеется, и лучше всего подходящей под критерий «чего не знали ранее» была лекция Федорова В.В., где нам было рассказано о деятельности ВЦИОМа, как таковой.

Наиболее интересными для меня были занятия по эффективным коммуникациям, взаимодействию поля и социолога, а также по взаимодействию с прессой и трансляции результатов социологического исследования массам. Я выделяю их на основе «интерактивной» составляющей: здесь мы не только работали с результатами своего текущего исследования, но могли научиться у ВЦИОМа неким практическим вещам, которые сложно было бы почерпнуть из других источников (в том числе связанных с социологией). Особенно это касается занятия Абрамова К.В. Оно, в некой степени, раскрыло в нас актерский потенциал, после даже были разговоры: «Выгонят из Вышки – пойду в театр». Это позволяет привнести в свою деятельность, и как студента, и как начинающегосоциолога элемент так часто «призываемого» нами «социологического воображения» и посмотреть на некоторые вещи с другого ракурса. Практическая часть вызвала массу эмоций и запомнилась.

Занятие Терехиной Д.С. я выделаю, потому что оно дало возможность обыграть ситуацию реального заказа исследования (что, по сути, тоже есть театр), прочувствовать разные формы этого исследования и максимально приблизиться к ситуации в реальной деятельности исследовательской компании. Оно также было весьма информативным. Некоторые виды исследования (RDS, CATI, экзит-холл) до этого нами в учебной практике просто не рассматривались.

Занятие Каменчук О.Н. я отмечу потому, что опыт написание пресс-релиза принесло массу положительных эмоций и даже позволило взглянуть на своих коллег с новой стороны.

Вообще хочу отметить, что любая деятельность, не связанная с текущим исследованием и позволяющая как-то креативно подойти к своему выполнению, привлекает намного больше всего прочего. Этого хватает и в учебном процессе. А вот возможности проявить себя и сделать что-то «эдакое» доставляют радость, повышают мотивацию и вдохновляют на маленькие подвиги.

Структура прослушанного курса представляется мне довольно логичной и стройной, я не считаю, что какие-то занятия из него следовало бы исключить.

На мой взгляд, курс сбалансирован и хорошо продуман, он позволяет улучшить свои практические навыки. Ощущения от прослушанного курса – положительные. В сознании ни разу не возникло разрыва между получаемой информацией и ее практическим применением. Надеюсь, что полученные мною знания удастся применить на практике. Во всяком случае, процесс их получения был весьма и весьма приятным.

Елена Конобеева

 

 

Каждый преподаватель очень ответственно отнёсся к занятию и в своей нише проявил себя на высоте. Мне, действительно, было интересно слушать каждого и узнавать что-то новое для себя.

О занятии Юлии Михайловны Баскаковой можно сказать, что они были очень подробными и детальными. На занятиях с ней с ней усвоил бюджетирование социологических исследований в крупной компании, как планируется бюджет. Также мне было приятно вспомнить о том, какой метод исследования для чего нужен, как сделать наиболее качественное исследование за меньшие деньги. Ещё я узнал об организации работы ВЦИОМ, то есть «кто, кому, чего и как».

Занятия Терёхиной Дианы Сергеевны меня очень впечатлили: на методах социологического исследования о поле не рассказывали столь подробным образом, особенно в аспекте наиболее эффективного применения каждого из способов полевой работы на практике. Мне было очень интересно послушать о том, какие вопросы надо задавать руководителю проекта полевому менеджеру, чтобы эффективно реализовывать проект. В целом информация подавалась очень структурировано.

Сапонов Дмитрий Игоревич смог донести до меня необходимость умения пользоваться синтаксом каждому уважающему своё время социологу. При этом он показал, как в результате знания основ программирования можно существенно сократить объём работы.

Урок, который вёл Валерий Валерьевич Фёдоров, был интересен в качестве некоего исторического экскурса к курсу. Я узнал, когда был создан ВЦИОМ, стандартную структуру в социологическом исследовательском центре, про соотношение разовых и систематических исследований.

Спасибо за курс!!!

Павел Гайдар

 

 

Желание посетить курс одной из базовых кафедр НИУ ВШЭ было у меня ещё в начале года, но именно презентация программы курса Ольгой Николаевной Каменчук произвела на меня особое впечатление: Ольга Николаевна очень интересно рассказывала о своей профессиональной карьере, о работе во ВЦИОМе, с радостью отвечала на все вопросы.

Выбирая курс, я интересовалась, у посещавший курсы ГФК и ФОМа – были ли они интересными? Что нового ребята узнали? Но редко на эти вопросы мне отвечали развернуто, чаще говорили, что курсы дублируют прошлогодний курс методов социсследований.

Из прослушанного спецкурса «Как работает фабрика общественного мнения» запомнились особо первое, водное занятие Валерия Валерьевича. А также занятие, на котором мы придумывали анкетные вопросы: ценные рекомендации преподавателей демонстрировали, насколько слаженно этот процесс идет в самом ВЦИОМе, уровень профессионализма, то, как быстро Юлия Михайловна Баскакова выстреливала идеальными формулировками вопросов, видела плюсы и минусы наших анкет – это вызывало восхищение и уважение.

Ещё один отличный семинар был опять-таки Юлии Михайловны о бюджетировании исследований: какие инструменты, методы сбора информации, лучше использовать для выполнения тех или иных исследовательских задач. Было очень интересно «пилить» бюджеты гипотетических заказчиков, искать наиболее оптимальные решения для конкретных исследований. В целом хотелось бы отметить, что Юлия Михайловна всегда интересно планировала свои мастер-классы, ловко выстраивала вопрос-ответную коммуникацию со студентами, шутила, поддерживала высокий уровень внимания присутствующих к материалу лекции.

Отличная презентация Тимура Алиевича Аймалетдинова о подготовке аналитического отчета добавила мне знаний об организации презентаций, оформлении слайдов. Было полезно получить эти рекомендации перед тем как создавать свою, на основе проведенного исследования. Он оперативно реагировал на письма с просьбой о помощи в создании PowerPoint. Также очень живой и интересной была лекция Ольги Николаевны Каменчук, посвященная трансляции результатов социологического исследования широким, в том числе непрофессиональным аудиториям.

Александра Южанинова

  

Данный курс оказался очень полезным и информативным для меня. Новые знания, приобретенные мной в течение этого курса, в основном касаются моментов, связанных с практической деятельностью ВЦИОМа. Ценен был опыт, которым на семинарах с нами делились сотрудники ВЦИОМа. Именно это сделало данный курс интересным и познавательным для меня.

Наиболее полезные навыки, по моему мнению, приобретенные мной в ходе курса – это навыки ведения переговоров, а также написания пресс-релизов по полученным данным. Кроме того, ценным оказалось занятие по анализу данных, где было рассказано о методах, которые используются во ВЦИОМе, а также занятие по организации и проведению полевого этапа, так как оно помогло сформировать некое представление о том, как «фабрика» работает изнутри.

Так как ВЦИОМ – одна из крупнейших исследовательских компаний, то принципы работы компании, о которых было рассказано на занятиях, скорее всего, помогут мне адаптироваться в любой подобной компании по окончании вуза. Мне кажется, очень важно понимать, что ожидает от работника работодатель.

Наиболее интересными показались занятия по проблеме эффективных коммуникаций, преподаватель Абрамов Константин Валерьевич; и занятие по трансляции результатов исследования широким, в том числе непрофессиональным аудиториям, преподаватель Каменчук Ольга Николаевна. Приобретенные навыки универсальны, что позволяет их использовать в разных ситуациях.

Особенно хочется отметить, многие преподаватели на своих занятиях давали практические задания, которые помогали не только закрепить полученные знания на практике, но и делали сам процесс обучения живым и интересным. Было очень приятно видеть перед собою людей, которым действительно интересна их работа и которые готовы поделиться своими знаниями и навыками со студентами. Было видно, что им не все равно, им было интересно вести занятие, что создавало благоприятную атмосферу в аудитории.

Дарья Шаповалова

 

  

Одним из решающих факторов при принятии решения, записываться на спецкурс или нет, было впечатление (которое со временем только оправдывалось), что организаторы искренне желают сделать его удобнее для слушателей, что сразу стало видно по тому, как составлялось расписание занятий. У меня до этого был опыт посещения спецкурсов базовых кафедр, с таким пониманием к слушателям относились далеко не в каждом. Общение со специалистами, с людьми, которые на практике применяют свои навыки, знания, которые готовы поделиться своим опытом – самая интересная часть курса.

Первое занятие с Фёдоровым Валерием Валериевичем подобно закидыванию наживки организаторами спецкурса. Подробное описание работы фабрики общественного мнения, того, как проходят исследования, из чего состоит фабрика, на которой выпускают готовый нематериальный продукт – общественное мнение, как устраивают тендеры. Занятие было весьма захватывающим. Семинар позволил окунуться в рынок социологических исследований и пообщаться с Генеральным директором ВЦИОМ.

Если на занятии с Фёдоровым В.В. «закидывали наживку», то на занятии с Абрамовым Константином Валерьевичем уже «подсекали». После него я уже прочно сидел на крючке, реализация учебного проекта по спецкурсу стало основным занятием и времяпрепровождением. Встреча с Константином Абрамовым, тренинги по эффективным коммуникациям, полученные в ходе них знания – то, что мы можем использовать прямо после выхода из аудитории. Вся сила коммуникации вербальной и невербальной, воздействие на слушателей, на оппонентов, на собеседников – всё это очень полезные навыки, осознание этого заставляет работать над собой и следить за всем, что ты делаешь.

Занятие Терехиной Дианой Сергеевной позволило ознакомиться со спецификой работы полевого отдела именно ВЦИОМ. Я смог сравнить полевую работу компании с полевой работой GfK, с которой был связан некоторое время. Оно позволило ещё сильнее окунуться в работу фабрики.

Очень полезным оказалось занятие с Аймалетдиновым Тимуром Алиевичем, который рассказал об основных принципах презентации данных, о наиболее часто встречающихся ошибках. Знания, полученные при встрече, используются уже сейчас, когда подходят всё ближе зачётные мероприятия на каждом из курсов. С одной стороны, многие знают, какие промахи могут быть в презентации проекта, но одно дело – знать, другое дело – использовать и видеть, как простые правила используются на практике, и, как с их помощью достигается желаемый результат.

Встреча с Юлией Михайловной Баскаковой, ознаменованная темой «Что показывают, и чего не показывают данные социологического исследования», приоткрыло глаза на многие технические моменты интерпретации данных, ещё сильнее отрезвило мой взгляд, как взгляд начинающего исследователя.

Семинары с Каменчук Ольгой Николаевной дали очень редкие знания, жизненные ситуации работы со СМИ, которые не вычитаешь в учебниках и не найдёшь в Интернете. Возможность написать пресс-релиз по всем правилам и получить комментарии от профессионала такого уровня за свою работу – очень ценный опыт.

Спецкурс даёт полную картину того, как работает ВЦИОМ. Он выгодно отличается от других тем, что слушатели могут попробовать свои силы на практике в собственном учебном проекте. Каждый семинар очень важен, в комплексе они позволяют окунуться в рабочий процесс фабрики общественного мнения.

В заключение хочется отметить искреннюю доброжелательность всех преподавателей, неподдельное желание передать свои знания, поделиться ими со слушателями. Каждый преподаватель был готов вести диалог, помочь в подготовке учебного проекта. Курс оставил только положительные впечатления. Хочу выразить большую благодарность преподавателям и организаторам курса!

Антон Корнеев


Программа практик и стажировок во ВЦИОМ – для студентов бакалавриата и магистратуры,  аспирантов, молодых исследователей. Участие в программах практики и стажировок ВЦИОМ открывает перед студентами разнообразные возможности:
 уникальная возможность приобретения навыков практической работы в ведущем социологическом центре страны;
 совершенствование навыков работы с программным обеспечением для обработки и анализа социологических данных;
 возможность использования базы данных исследований ВЦИОМ, ведущейся с 1989г.
 возможность проявить себя и попасть в кадровый резерв ВЦИОМ.

Программа практик и стажировок включает в себя 3 типа стажировок, в том числе 2-8-недельную ознакомительную практику для студентов младших курсов. Подробнее об этих и других программах практики и стажировок 
 


Зимняя социологическая школа – проект, реализуемый с 2012 года совместно Фондом «Vox populi», ВЦИОМ и РАНХиГС. Пятидневная Школа проходит раз в году, в начале календарного года (конец января – начало февраля), на загородной базе РАНХиГС. В программе – лекции, мастер-классы, деловые игры от ведущих специалистов ВЦИОМ, дружественных исследовательских компаний и вузов. За 5 дней интенсивного обучения слушатели встречаются с десятками преподавателей и гостей Школы – ведущими сотрудниками исследовательских компаний и вузов (ВЦИОМ, РАНХиГС, МВШСЭН, IFORS, AGELON, ФОМ, НИУ ВШЭ, TNS, Маграм), представителями компаний и организаций, являющихся заказчиками и потребителями социологических данных.

В ходе работы Школы её участники разрабатывают и представляют на суд экспертной комиссии во главе с Генеральным директором ВЦИОМ Валерием Федоровым групповые проекты по проведению социологического исследования, получают комментарии и рекомендации экспертов по подготовке эффективных коммерческих предложений. Представленные проекты  посвящены различной тематике: вовлечению молодежи в массовый спорт, адаптации внешних трудовых мигрантов, оценке качества работы медицинских учреждений.

Отбор слушателей производится на конкурсной основе.   Подробнее о Школе