• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какая школа — хорошая: логико-семантические процедуры многомерного кодирования ответов на открытые вопросы

15 мая на семинаре научно-учебной группы с докладом «Какая школа — хорошая: логико-семантические процедуры многомерного кодирования ответов на открытые вопросы» выступил Олег Алексеевич Оберемко, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации. В выступлении были представлны результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11-01-0154, реализованного в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012–2013 гг.


15 мая на семинаре научно-учебной группы с докладом «Какая школа — хорошая: логико-семантические процедуры многомерного кодирования ответов на открытые вопросы» выступил Олег Алексеевич Оберемко, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации. В выступлении были представлны результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11-01-0154, реализованного в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012–2013 гг.
Эмпирической базой исследования послужили данные одного из опросов ВЦИОМа по национальной выборке, в ходе которого задавался вопрос: "Как Вы считаете, каким главным требованиям должна отвечать школа, чтобы её можно было назвать хорошей?". По мнению докладчика, открытые вопросы являются своеобразным "троянским конем" для исследователя: с одной стороны, они дают возможность получить мнение респондента, не ограниченное априорными категориями, с другой - открытые вопросы очень сложны в обработке, более того, сегодня не существует единой, общепринятой процедуры работы с ними и соответствующего программного обеспечения. Еще одна сложность, с которой зачастую сталкиваются исследователи, состоит в различных интерепретациях исследователем и респондентом смысла вопроса. Это, в свою очередь, может привести к получению неревантной информации. Для реконструкции понимаемого респондентом вопроса автор доклада предлагает использовать принцип общей кооперации П. Грайса. В результате проведенного анализа удалось реконструировать механизмы ответов респондентов. Большую часть составляют слабомаркированные ответы, значительная доля ответов респондентов подразумевает отсутствие или незначительную транформацию задаваемого вопроса. Ответы около 6% респондентов свидетельствуют о существенной трансформации смысла задаваемого вопроса. Более подробно ознакомиться с результатами исследования можно в презентации и сопутствующих материалах.
Вторая часть семинара была посвящена текущей деятельности и промежуточным результатам работы научно-учебной группы. С докладом выступила Галина Витальевна Градосельская, руководитель научно-учебной группы. Тема ее рассказа также была посвящена методикам и проблемам в обработке ответов на открытые вопросы в социологических исследованиях. Текущие наработки команды научно-учебной группы позволяют говорить о создании алгоритма обработки ответов на открытые вопросы (без привязки к предметной области) и перспективах создания программного обеспечения. Конечные результаты работ участники группы надеются представить в ближайшее время. В заключение следует отметить, что обработка ответов на открытые вопросы оставляет совремнному исследователю много методических неопределенностей: от формулировки самого вопроса до его фиксирования и интерпретации.