Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.333
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12454
E-mail: ideviatko@hse.ru
Глава построена на серии интервью с членами бизнес-семьи, стоящей на пороге принятия решения о преемственности в бизнесе. Описаны контекст семейного бизнеса, характеристики потенциальных преемников, их мотивации и шансы на лидерство и руководство бизнесом. Кейс сопровождается учебной запиской с постановкой вопросов, концептуальной рамки, теорминологического аппарата, генограммы и обоснованног вывода о преемничестве в данной бизнес-семье.
В этой книге представлена уникальная коллекция кейс-исследований со всего мира, позволяющая получить всестороннее представление о том, как семейные фирмы могут реагировать на будущие вызовы. Каждый кейс содержит учебные заметки с целями, вопросы для обсуждения и рекомендуемые материалы для чтения, чтобы облегчить понимание учащимися темы и участие в ней. Кейсы по таким темам, как глобальная преемственность и практика управления, помогут в принятии стратегических решений в семейном бизнесе, а также принесут пользу специалистам-практикам в этих областях.
Разнообразные с точки зрения участия поколений, демографических групп, культурных аспектов, институциональных условий и отраслей, бизнес-кейсы варьируются от малых и средних предприятий, возглавляемых учредителями, до семейных конгломератов, состоящих из нескольких поколений, в 18 странах, охватывающих четыре континента. В дополнение к выявлению успешных практик, эта книга предлагает неконвенциональную рефлексию о влиянии семейных распрей, внезапных смертей, разводов и многократных браков на семейный бизнес. В заключении раскрывается новое понимание преемственности и уникальной роли лидеров подрастающего поколения в эту турбулентную эпоху.
Эта книга, основанная на общей исследовательской парадигме Глобального консорциума проекта «Практика успешного трансгенерационного предпринимательства» (STEP), предоставит практический опыт для продвинутых студентов и ученых, изучающих семейный бизнес, семейное предпринимательство и исследования в области стратегического управления.
В статье анализируются репрезентации в медиа-дискурсе феномена достижительной женственности, выражающейся в карьерном успехе и лидерстве женщин-предпринимательниц и представительниц топменеджмента. Медиа-дискурс понимается как производный для циркулирующих в обществе смыслов, связанных с предпринимательским трудом и управленческой карьерой. На концептуальном уровне осуществляется сдвиг к гендеризованному пониманию предпринимательства и лидерства в менеджменте как работы, т. е. карьеры с ее гендерными режимами и балансом жизни и труда. Авторы приходят к выводу что понимание и устранение гендерного неравенства в этих сферах связано с реконцептуализацией предпринимательской деятельности и высшего менеджмента как работы, выполняемой не андрогинными профессионалами, но женщинами, осознающими свои гендерные отличия, обладающими телесностью, рефлексирующими над издержками традиционной культуры в контексте деловой. Концептуальная рамка статьи увязывает гендер и властную лидерскую позицию через категорию гендерного гражданства. В этом смысле проанализированные профессиональные женские карьеры (N=20), получившие отражение в медийном формате, дают представление о том, из каких компонентов складывается публичный дискурс о женской достижительности в поисках легитимности. Анализ выделяет десять итоговых компонент: образование и непрерывное самообразование как накапливаемый социальнопрофессиональный капитал; самоанализ и рационализация карьерного пути как способ выстраивания женской субъектности; слом стереотипов в семейном кругу и компромиссы со стереотипами в профессиональной карьере; ролевые модели со сдвигом на женские образцы подражания; амбивалентное женское лидерство и поддерживающая среда женских сообществ; дискурсивно гибкий женский стиль лидерства; самолимитирование, низкая самооценка и низкая конкурентоспособность как отрефлексированные барьеры в карьере; коллеги-мужчины как конкурирующие соратники; рационализация баланса жизни и труда в бизнеслогике проекта; недоверие к квотированию как институциальному механизму; и поиск солидаристских женских эко-системувязывает гендер и властную лидерскую позицию через категорию гендерного гражданства. В этом смысле проанализированные профессиональные женские карьеры (N=20), получившие отражение в медийном формате, дают представление о том, из каких компонентов складывается публичный дискурс о женской достижительности в поисках легитимности. Анализ выделяет десять итоговых компонент: образование и непрерывное самообразование как накапливаемый социальнопрофессиональный капитал; самоанализ и рационализация карьерного пути как способ выстраивания женской субъектности; слом стереотипов в семейном кругу и компромиссы со стереотипами в профессиональной карьере; ролевые модели со сдвигом на женские образцы подражания; амбивалентное женское лидерство и поддерживающая среда женских сообществ; дискурсивно гибкий женский стиль лидерства; самолимитирование, низкая самооценка и низкая конкурентоспособность как отрефлексированные барьеры в карьере; коллеги-мужчины как конкурирующие соратники; рационализация баланса жизни и труда в бизнеслогике проекта; недоверие к квотированию как институциальному механизму; и поиск солидаристских женских эко-систем
В статье рассматривается процесс трансформации понятия «насилие» в работах классиков политической и социальной теории XX – XXI вв. Отсутствие аналитической метатеории представляется проблематичным на фоне роста интереса к феномену и увеличения частоты использования концепта в эмпирических исследованиях. С целью наметить возможные основания метатеоретизирования выделяются две аналитические категории: «классическое» и «новое» насилие. Каждая из них рассматривается с точки зрения специфики действия, объекта и субъекта насилия, а также преобладающих моделей теоретического объяснения.
Подобное упрощение дает возможность проследить трансформации, совершенные над категорией насилия: переход от наблюдаемого, принципиально фиксируемого действия к сокрытому; от государства, группы или человека, выступающих как субъект насилия, к безличной структуре; от фиксации опыта объекта к его «потере»; от функционального объяснения насилия к рассмотрению его в дисфункциональном ключе. По заключению авторов, выделенные магистральные изменения в концептуализации насилия дают основания диагностировать значительное расширение и одновременное размывание границ аналитической категории. Это, по их мнению, в конечном счете приводит к потере дискриминационной способности понятия. Авторы отмечают переизобретение категории и видят три возможных сценария разрешения обозначенного парадокса: помыслить насилие как стабильный концепт, в котором меняются не конституирующие элементы, но их смысловое наполнение; рассмотреть новые концептуализации насилия как лишь дополнения, не заменяющие предыдущих положений, и, наконец, признать сосуществование по крайней мере двух понятий о насилии.
В статье в контексте развития новой социологии морали рассматривается область изучения моральной агентности и моральной пациентности, понимаемых как приписываемая способность актора выступать субъектом или объектом морально-релевантных действий.Анализируется концепция «моральной диады» как наиболее популярный общий подход, объясняющий различные аспекты приписывания моральной агентности и пациентности через атрибуцию сознания. Авторы эксплицируют четыре ключевых положения концепции «моральной диады»:причинение вреда как обязательное условие моральной релевантности действия, неразрывная связь приписывания сознания и моральной агентности/пациентности, феномен морального типажирования, а также принцип обязательного дополнения моральной схемы. На основе критики этих базовых положений обсуждаются перспективы дальнейших исследований в области изучения данных моральных качеств акторов различного типа. В этой связи авторы определяют и описывают три ключевые проблемы концепции «моральной диады», разработка которых требует привлечения социологической перспективы: объяснение морального статуса акторов в случае просоциальных действий, а также морального статуса коллективных (группы, корпорации, государства, институты) и нечеловеческих (роботы, компьютерные алгоритмы) акторов. Делается вывод о том, что фокус на изучении указанных проблем в контексте реальных социальных взаимодействий может стать одним из ключевых исследовательских направлений в рамках новой социологии морали.
В статье рассматриваются тематики обсуждений и структура социальных взаимодействий в профессиональном онлайн-сообществе социологов. На основе текстов публикаций было выявлено 18 тематик обсуждений. При помощи методологии блокмоделинга был определен структурный тип онлайн-сообщества – «ядро-периферия». Выявлено 3 группы участников: «ядро», которое интересуется всеми тематиками, «полупериферия», рассылающая приглашения на мероприятия, и «периферия», заинтересованная в экспертизе и знаниях коллег. Внутри ядра выделяется также группа участников, обсуждающих тематику профессиональной деятельности и идентичности. Члены ядра взаимодействуют со всеми участниками онлайн-сообщества, включая менее активных членов группы, и могут выступать в качестве интегрирующей силы для всего профессионального онлайн-сообщества социологов.
This paper critically looks at the ways in which ‘global sociology’ has been debated and conceived in the past decades. It provides an historical overview of various proposals and ideas and the institutional contexts within which they are put forward and criticized. Two different periods are distinguished. Until the early twenty-first century, on the one hand, criticism of the ‘ethnocentrism of the West’ was often supported by ideas and pleas for an ‘indigenization’ of sociological knowledge. A commitment to the unity of science and to its universalist aspirations remained strong, however. In the course of the twenty-first century, on the other hand, criticism of the ‘northern dominance’ in sociology has become much stronger. Instead of a ‘multicultural’ understanding of global sociology, a ‘critical’ sociology that contributes to ‘global justice’ is now often advocated. Based on this historical overview, it is suggested that global sociology might contribute to more self-reflexivity within the discipline. It helps us to see how different contexts reverberate into the ways in which sociology itself is imagined in this world and provides an analysis of the debates for a better understanding of the challenges which sociology currently faces