• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пан-, моно- и политеизм в гегелевской "Философии религии"

 
Третий семинар НУГ "Сакральное за пределами религиозной сферы" был посвящен экспликации и обсуждению гегелевской концепции развития религий с позиций представленности в ней категорий всеобщего, особенного и единичного, на основании которых сформировались три основные формы полагания образа Бога и сакрального вообще: пантеизм, монотеизм, политеизм. С докладом выступил руководитель группы К.В. Сорвин. История религии в гегелевском понимании начинается с пантеистического мировоззрения, примером которого является индуистская религия. Однако отсутствие различия между чувственным и сверхчувственным, конечным и бесконечным мирами приводит к двойственности любого видимого явления, бесконечность которого полагается через отрицание его конечности, раскрытие ничтожности всего единичного.
Дальнейшее развитие происходит в направлении обособления сверхчувственной сферы, и качественный шаг в этом процессе был сделан в египетской религии. В последней формируется представление о самостоятельном сверхчувственном мире, соответственно развивается представление о бессмертии души. Однако пока эти миры различны, но не противоположны, поэтому связь этих миров осуществляется посредством символов, в которых чувственное выступает как репрезентация сверхчувственного. Так возникает "Загадка символа", являющаяся, согласно Гегелю, центром данной религии. Наивное представление о возможности конечного стать адекватной репрезентацией бесконечного преодолевается в иудейском монотеизме, где осознается не просто различие, а именно противоположность между чувственным и сверхчувственным, бесконечным и конечным мирами. Соответственно, в "возвышенной иудейской религии" формируется учение о Едином Боге, причем понятие Единого, по Гегелю, исчерпывает его определение, а дальнейшее развитие будет идти уже в рамках данного определения, через его углубление до принципа Триединства. Монотеизм и Кантом, и Гегелем рассматривается как закономерное порождение имманентной диалектики "необходимости и случайности", приводящей к появлению представления об абсолютно необходимой сущности, определяемой к действию только собой. Поэтому монотеизм всегда тесно связан с представлением о господстве в мире необходимой и устойчивой связи вещей. Однако категория абсолютной необходимости, будучи определяемой к действию только собой, закономерно переходит в категорию свободы, а вместе с ней появляется понятие цели. Именно поэтому, помимо представления о закономерной и необходимой связи вещей, монотеизм всегда связан, согласно Гегелю, с представлением о целесообразности мира, а физико-телеологическое доказательство не предшествует, как у Канта, а следует в данной системе из доказательства космологического. Важным также является представление о двойственности человеческой природы: человек «расколот» в этом мировоззрении на греховную и «божественную» половинку. Соответственно и бог здесь «не борется со злом, а лишь наказывает его. 
Главной ограниченностью монотеизма Гегель считал представление о внешности человека и природного мира вообще Богу как их Творцу, что, противоречит самому понятию «Абсолютной реальности», вне которой не может быть ничего. Конечное, следовательно, должно быть понятно не только как противоположность бесконечному, но и как его собственный момент, что и будет осознаваться в греческом политеизме и в христианском принципе триединства. 
На основании рассмотренной схемы предложено на следующем семинаре обсудить социологическую концепцию Дюркгейма. «Бог есть общество», однако в какой из рассмотренных религиозных форм – пан- моно- или политеизма общество мыслится в данной теории? 
 
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.