• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Понимание пантеизма в гегелевской философии религии

8 октября состоялся очередной семинар Научно-учебной группы "Сакральное за пределами религиозной сферы". На предыдущем семинаре участники увидели, что при определении мировоззренческих дифференции россиян западющим оказался пункт, связанный с пантеизмом, так как он наиболее сложен в определении как в философии вообще, так и в гегелевской философии, в частности, поэтому участники решили разрешить некоторые спорные вопросы этого концепта. Докладчиком на семинаре выступил руководитель Научно-учебной группы Кирилл Сорвин.

Цель этого семинара состояла в том, чтобы выявить базовые черты пантеистического мировоззрения, основные виды пантеизма и связанные с ним иные, нерелигиозные мировоззренческие черты. Кирилл Сорвин предложил следующие ключевые позиции относительного этого концепта:

1. Пантеизм, согласно Гегелю, есть первая форма собственно религиозного мировоззрения, которому предшествует некая «переходная форма» - «религия колдовства. В основании пантеистического мировоззрения лежит стихийное действие механизма «космологического доказательства бытия Бога», формирующего чувство «бытия Высшей реальности»

2. Гегель выделяет три формы пантеистических религий: китайская религия (даосизм), индуизм и буддизм. В любом пантеистическом мировоззрении, в той или иной форме должен быть представлен принцип «субстанции, становящейся субъектом». В Китае этот принцип реализован наиболее «прямым и непосредственным» способом: таким субъектом оказывается император, в котором субстанция воплотилась во всей полноте. Поэтому он стоит выше всех земных, в том числе нравственных законов (ближе к Кьеркегоровскому пониманию Бога) и даже правит процессами природы (дождь и т.д.). Таким образом, представление о высшем правителе наделенном неограниченной властью оказывается органичным именно пантеистическому мировоззрению

3. Индуистское мировоззрение определено как религия фантазии. Это обусловлено пониманием ничтожности всего конечного, которое оказывается свободным в своих переходах. Соответственно данная форма мировоззрения оказывается прямо противоположной протестантской рациональности, напротив, как раз здесь формируется противостоящее научности мировоззрение. Именно данный аспект пантеизма также может быть учтен в современных исследованиях

4. Выделенные аспекты пантеистического мировоззрения могут быть учтены при формировании гайдов интервью и анкет.

Предполагается, что на этом основная масса обсуждений, связанная с работой над определением моно-, поли- и пантеизма закончена, поэтому в дальнейшем будет проводиться работа, связанная с попыткой выявления этих категорий в различных плоскостях и сферах социального мира.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.