Участники НУГ "Сакральное за пределами религиозной сферы" выступили с докладами на конференции
5 августа 2024 года участники НУГ "Сакральное за пределами религиозной сферы" приняли участие в IV Международной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей» в рамках организованной участником НУГ М.И. Богачёвым секции «Сакральное за пределами религиозного: нормативно-ценностные системы в современной России и вытекающие из них мировидения».
Доклад, посвященный проблематизации выхода сакрального из религиозной сферы и его реализации в других областях человеческой жизни, представил руководитель секции и участник НУГ Максим Богачёв. Он обосновывает, что в исторической перспективе происходит отчуждение сакрального из сферы исключительно религиозной жизни, которая в прежние времена диктовала основные сферы человеческой жизни. При этом такое отчуждение рассматривалась многими исследователями, в частности Э. Канторовичем и К. Шмидтом скорее как декларативное, нежели реальное. В итоге секуляризированные сферы периодически и остро сталкиваются с дефицитом легитимности (харизмы в шилзовском понимании) начинают искать альтернативные источники для получения утраченной «жизненной» силы. Автор доклада предлагает рассмотреть на современном контексте эти вопросы.
Кирилл Сорвин, руководитель НУГ, выступил с докладом на тему "Религиозные схемы в априорных конструкциях социологических теорий", который предложил новый подход к рассмотрению социологической концепции Дюркгейма (в частности, положение "Бог есть общества") как социального монотеизма. Рассматривая гегелевскую триаду моно-, поли- и пантеизма, с помощью которых человеческий разум описывает Бога, Гегель рассматривает их через положения о единичном (политеизм), всеобщем (пантеизм) и особенном (монотеизм). В этой перспективе, по мнению Кирилла Сорвина, социологизм Дюркгейма тяготеет к "монотеистической схематике", поскольку общество рассматривается как творящее, пронизанное объективным законом и целесообразно устроенное начало, однако лишь частично контролирующее человека, сохраняющего двойственную природу. Напротив, веберовская доктрина тяготеет к политеистической схеме: первичным является человек как единичное существо, внутренний мир которого становится определяющим реальность. Синтетическое единство теорий может быть дано с опорой на марксистскую парадигму, во-многом реализующую принцип "триединства".
Третий доклад "Моно-, поли-, пан-: мировоззренческая дифференциация православных верующих" был представлен участницей НУГ Анастасией Бочкор. Она обобщила работу, проделанную в рамках работы Научно-учебной группы, посвященной тому, как различные позиции восприятия Бога разделяют православных верующих с позиций триады "моно-, поли- и пантеизм". При этом помимо представления теоретической матрицы понятий и операционализации докладчица представила первые результаты эмпирического пилотажного исследования, в рамках которых была предпринята попытка описать некоторый набор религиозных представлений у выделенных групп, а также разработана анкета для будущего количественного исследования.
Четвертый и заключительный доклад был подготовлен и представлен участницей НУГ Александрой Лаврентьевой и студенткой ОП "Социология" НИУ ВШЭ Даной Сарапиной. Он носит название "Жертвоприношение как универсальный механизм сакрализации субъекта" и связан с тематикой процесса жертвоприношения как некоторой культурной универсалией. Рассматривая к жертве и Э. Шиллза они предлагают два способа вертикального обмена жертвы с сакральным центром:
1. Стремление к сакральному неким установленным методом в рамках социальной роли.
2. Жертвование прежней социальной ролью ради обретения более успешной методики единения с сакральным. В рамках данной концепции возможно объяснить, в том числе, самопожертвование. Вопрос о непосредственном возникновении сакральных центров и причин их замены остаётся за рамками нашего доклада.
Таким образом, участники Научно-учебной группы "Сакральное за пределами религиозной сферы" подвели первые итоги своей работы и представили наработки в рамках данного проекта. Ждем новых открытий!
Запись докладов этой секции можно посмотреть по ссылке:
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.