• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политехнический музей – модернизация Popular Science

В настоящее время идет комплексная реконструкция Политехнического музея. Она затрагивает не только экспозицию, но предпологает пересмотр роли естественнонаучных и технических музеев во взаимодействии науки, общества и медиа. К обсуждению новой концепции развития Политехнического музея привлечены ведущие эксперты. Соруководитель научно-учебной группы исследований социологии науки и профессий, доцент НИУ ВШЭ Роман Абрамов дал комментарий относительно обновления Политехнического музея.

В настоящее время идет комплексная реконструкция Политехнического музея. Она затрагивает не только экспозицию, но предпологает пересмотр роли естественнонаучных и технических музеев во взаимодействии науки, общества и медиа. К обсуждению новой концепции развития Политехнического музея привлечены ведущие эксперты. Соруководитель научно-учебной группы исследований социологии науки и профессий, доцент НИУ ВШЭ Роман Абрамов так прокомментировал движение по обновлению Политехнического музея:

«Естественно-научные и политехнические музеи появились в XIX веке и тогда они несли идеи прогресса и просвещения, которые серьезно потеснили религиозное сознание, стали знаком социальной, экономической, технологической модернизации. Они были призваны продемонстрировать доминирование научного мышления. Научные открытия признавались вершиной достижений человечества, а широкая аудитория становилась сопричастной этим достижениям благодаря всемирным выставкам и техническим музеям. При этом признавался непререкаемый авторитет ученых, которые простым языком доводили до аудитории суть происходящего в науке. Сегодня ситуация изменилась. Новое состояние отношений науки, медиа и публики описывается понятием Popular Science. Ученые уже давно выходят из своих лабораторий или приглашают к себе зрителей на экскурсии. Но вдобавок к этому в мире появляется edutainment, когда наука становится формой интеллектуального проведения досуга. А что значит edutainment? Это увлекательность, интерактивность, наглядность и захватывающая сюжетность того, что публике рассказывают.

Политехнический музей – это еще и музей истории страны, ее научных достижений и технологий, и об этом не нужно забывать. Важно не потерять этот исторический контекст. В  музее до реконструкции уже много есть: видно, как делались научные открытия, как они становились частью промышленности и что получалось в результате. Но проблема в том, что экспозиция сделана по старым музейным технологиям, которые уже не воспринимаются молодыми посетителями, многие из которых побывали в аналогичных европейских и американских музеях. Музей не выглядит современно. В новом музее надо рассказывать захватывающие истории – инженеров, изобретателей, организаторов промышленности, через которые и будет отображена история страны. И этот рассказ должен сопровождаться продвинутыми технологиями организации музейного пространства.Музей должен стать живой площадкой для развития Popular science. Тем более что богатейшие фонды и архивы Политехнического это позволяют это сделать».

Полностью комментарий см. здесь.