• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука для всех, или увлекай развлекая

23 апреля в Политехническом музее в рамках проекта культурного центра им. Гете «Популярная наука: наука для всех» состоялся форум «Фонды и музеи как популяризаторы научных знаний». Это мероприятие посетили участницы нашей исследовательской группы - Валерия Волкова, Марина Сикорская и Екатерина Грибова.

23 апреля в Политехническом музее в рамках проекта культурного центра им. Гете «Популярная наука: наука для всех» состоялся форум «Фонды и музеи как популяризаторы научных знаний». Это мероприятие посетили участницы нашей исследовательской группы - Валерия Волкова, Марина Сикорская и Екатерина Грибова - они и делятся впечатлениями и размышлениями о том, как проходило обсуждение под лозунгом популяризации науки и музеев.

 

Главная идея, которую пытались донести докладчики, лежит в плоскости того, что музеи и научные центры могут стать прекрасным источником получения новых знаний и подходящим пространством, где посетителю откроется возможность непосредственного знакомства с научными достижениями. Даже скорее не знакомства, а непосредственного взаимодействия, где под последним можно понимать получающие всё большие распространение и популярность интерактивные методы организации музейных экспозиций.

Для нашего проекта были особенно интересны вопросы, касающиеся новых интерактивных техник работы с музейным пространством, способствующих взаимодействию ученых и публики. Занимательные ответы по этим вопросам были предложены Б. Вайдеманном. Являясь представителем Немецкого музея в Мюнхене, Вайдеманн рассказал о примечательной возможности экскурсий с экскурсоводами женщинами и школьниками (для женской аудитории – чтобы не возникало боязни задавать вопросы; для школьников – для общения в кругу сверстников). Подобное нововведение демонстрирует желание научного сообщества донести важную для публики научную информацию не только более понятным языком, но и от лица типичного, близкого представителя самой публики.

Не меньший исследовательский интерес с теоретико-концептуальной точки зрения представляет и недавно вошедшие в состав экспозиций Немецкого музея в Мюнхене исследовательские лаборатории с прозрачными стенами, где каждый посетитель может провести небольшой эксперимент, либо задать ученому интересующий его вопрос. Так, лаборатория в музее одновременно становится и центром производства научного знания, который приближается к индивиду, и в то же время демонстрирует открытость и настроенность научного сообщества на диалог.

 

Рефлексия после посещения форума позволила выявить интересный факт: участники данного мероприятия представляли две позиции относительно взглядов на демонстрацию научных процессов. С одной стороны, группа представителей музеев выступала за транспарентность и предельную ясность научных процессов. То, что порой вызывает необоснованный страх, становится предметом пересудов, должно стать ясным, доказанным и понятным фактом. Другая позиция представляла несколько иной взгляд. Речь шла о том, что посетителям музеев не должны быть открыты все научные тайны. Нечто должно остаться неясным, будоражащим сознание, для того чтобы после посещения музея возникало желание самостоятельного поиска нужной информации и разбора появившихся вопросов. Обе точки зрения по-своему обоснованы, и нам еще предстоит разобраться, какая из них наиболее типична и какая, возможно, более эффективна. В то же время нельзя исключать и то, что существует какая-то совершенно иная позиция по данному вопросу, возможно, более релевантно отображающая исходный процесс приобретения знаний.

 

Особого внимания заслуживает феномен интерактивного музея. Такие музеи уже достаточно давно известны за рубежом, где они обозначены как Science Center. Двусмысленный перевод такого термина на русский язык привел к тому, что в русском языке такие центры называются интерактивными музеями. Это, с одной стороны, выдвигает на передний план ключевое свойство этих музеев (интерактив), а с другой – лишает их тех значений и связей с наукой, которые явно прослеживаются в английском варианте. Ведь Science Center – это не только не музей, а прежде всего «центр», причем центр науки (или естественных наук), где происходит смещение акцента с наблюдательных практик, привычной активности в музеях, на практики взаимодействия и включения в научные процессы, пусть и в таком опосредованном, не полностью научном пространстве.

 

Таким образом, посещение форума дало проекту несколько новых направлений для размышлений, а именно:

- вопрос перевода научного знания посредством не только языка, но и социального актора-транслятора; 

- музей и публика: модель диалога или стимулирующей научный поиск загадки?

- Science Center & интерактивный музей: проблема потери и приобретения смыслов на уровне языка именования.

 

Также можно ознакомиться с кратким обзором всех докладов форума, который подготовила Марина Сикорская:

Обзор докладов_Форум Популярная наука.doc

 

Материал подготовили Валерия Волкова и Марина Сикорская