• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Балансируя между диалогом и монологом: обзор теоретических концептов

Статья израильских и американских исследователей "A growth medium for the message: Online science journalism affordance for exploring public discourse of science and ethics" посвящена новым аспектам вопроса взаимодействия научного сообщества и медиа и напрямую связана с темой проекта нашей научно-учебной группы.

Статья израильских и американских исследователей (Esther Laslo, Ayelet Baram-Tsabari, Bruce V. Lewenstein) "A growth medium for the message: Online science journalism affordance for exploring public discourse of science and ethics" посвящена новым аспектам вопроса взаимодействия научного сообщества и медиа и напрямую связана с темой проекта нашей научно-учебной группы.

 

Как указывают авторы статьи, сегодняшние реалии делают актуальным вопрос о том, как новые медиа способствуют формированию дискуссии по вопросам, связанным с наукой, – вопрос, которому на данный момент уделяется недостаточное внимание.

В эксплораторном исследовании, проведенном авторами, были проанализированы дискуссии по статьям популярных ежедневных новостных порталов Израиля. Все статьи были посвящены исследованиям, касающимся экспериментов над животными, – теме, вызывающей немало вопросов в этическом плане. Основываясь на анализе 10 статей и более чем 600 читательских комментариях, авторы делают выводы, что обсуждаемые пользователями темы и относительно науки, и по вопросам этики инициированы не только оригинальными медийными материалами, но и связанными с ними ветками дискуссий. Причем наиболее продуктивными (если оценивать по количеству комментариев) оказались темы, инициированные обсуждениями в смежных ветках дискуссий, а не темы, поднятые самими медийщиками.

Как отмечается в статье, несмотря на то, что исследования постоянно демонстрируют высокий уровень общественной заинтересованности в вопросах науки и новостях научного мира, в обществе постоянно фиксируется общий недостаток процедурных знаний и знаний о конкретных научных фактах. Исследователи и активисты науки в таких случаях апеллируют к консенсусным конференциям и публичным дебатам, но, как показывают данные, менее чем 10% европейцев когда-либо посещали такие мероприятия.

 

Справка: Консенсусная конференция (consensus conference) - такой тип конференции, на которой группа представителей общественности задает вопросы научным экспертам на определенную тему в рамках публичной конференции. Инициатором мероприятия выступает общественность: ею формируется повестка, ключевые для рассмотрения вопросы, выбираются информанты со стороны экспертов науки. Конференцию могут также посетить другие представители общественности, журналисты. По итогам такого мероприятия формируется блок ключевых выводов и рекомендаций, которые доводятся до сведения лиц, принимающих решения, а также СМИ.

 

В теоретическом обзоре своей статьи авторы ссылаются на получающее сегодня всё большее распространение понятие «гражданская журналистика» (citizen journalism). Под ним понимается комментирование новостных материалов другими пользователями или профессиональными новостными ресурсами, посредством чего индивиды получают возможность участвовать в процессе создания новостей, не являясь создателями самого контента.

Примечательным является термин, который ввел A.Bruns (2007), – produsage: модель описания зарождающегося в данный момент пространства, в котором роль создателей контента выполняют сами пользователи.

S.Miller (2001) отмечает, что современная научная коммуникация протекает в рамках подхода, который постулирует новое поколение публичного знания в науке, где акцент делается на диалогичном характере взаимодействия. Этот диалог формируется между учеными, обладающими научными фактами, и членами общества, заинтересованными в решении конкретной проблемы.

Однако такой подход формулирует новую проблему. В научном дискурсе она обозначена как вопрос того, какая глубина понимания научных фактов требуется обществу для участия в этом диалогическом процессе. Проблема заключается в неопределенности относительно того, что именно конституирует научную грамотность (scientific literacy) и что должен знать научно грамотный индивид.

Особенно актуальным данный вопрос выступает при рассмотрении в срезе коммуникации науки и общества. Как отмечают авторы статьи, в повседневной жизни общества СМИ являются самым доступным и порой единственным источником информации о научных открытиях, разногласиях, событиях. Как показывают исследования (Hargreaves et al., 2003), то, что становится знанием общества, обычно соотносится с научными темами, получившими наибольшее освещение в СМИ.

 

Не останавливаясь детально на результатах эмпирического исследования, освещенного в рамках данной статьи, мы можем отметить несколько ключевых аспектов, особо значимых для нашего проекта:

· взаимодействия науки и общества в рамках диалога: проблематизация диалогической модели;
· феномен гражданской журналистики и пользователей как создателей контента;
· проблема критериев научной грамотности;
· медиа как ресурс формирования повестки новостей о науке: следствия и перспективы этого явления.

 

Материал подготовила Марина Сикорская