• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар 6 апреля

6 апреля состоялся аналитический рабочий семинар в рамках исследовательского проекта «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания». Главной темой семинара стало обсуждение результатов онлайн и оффлайн фокус-групп. Фокус-группы были проведены с представителями потребительской аудитории научно-популярного знания, студентами социогуманитарных специальностей вузов Москвы. С сообщением о результатах первого этапа анализа материалов выступила Марина Сикорская.

 

В ходе дискуссии обсуждались полевые материалы по нескольким тематическим направлениям.

1) Место науки в обществе, потребительские ассоциации, связанные с наукой. Аналитическая работа с материалом фокус-групп выявила ориентацию информантов на позитивистскую модель представлений о науке. Высказывались идеи о необходимости развивать научное мышление, создавать своеобразный «культ» науки.

2) Операционализация понятия «научно-популярное знание». Анализ результатов позволил выявить основные сферы интереса в научно-популярном знании. К ним были отнесены области, затрагивающие повседневную жизнь человека, интересные и загадочные для обыденного понимания темы, а также сферы, касающиеся развития информационных технологий.

3) Доверие потребителей к информации, опубликованной в различных научно-популярных источниках. Категория доверия в понимании информантов слагается из экспертного мнения ученых, конкретности и наглядности приводимых доказательств, а также репутации самого источника. Неожиданным оказался факт высокого доверия к информации, транслируемой по телевидению, где априори респонденты полагались на фильтрационную работу с материалом его до выхода в эфир.

4) Популяризация научно-популярной информации. Оценка важности темы сообщения, ее интереса для общественности производится, по мнению респондентов, самим научным сообществом. В качестве отправителя научно значимой информации единогласно были названы представители науки; масс-медиа была отведена роль посредника в коммуникационной цепочке донесения сообщения.

5) Вовлеченность общества в процесс производства научного знания. Анализ материалов фокус-групп позволил выявить однозначную ориентацию информантов на модель невмешательства в научные процессы. Определенное влияние может быть оказано лишь опосредовано, в форме общественного запроса на некоторые актуальные направления научного поиска.

 

Помимо этого в ходе семинара обсуждались дальнейшие стратегии работы группы, в том числе инструментарий для опроса остальных групп респондентов, задействованных в популяризации знания – ученых и представителей масс-медиа.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.