• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар "Ученые как общественные эксперты" 6 ноября

Во вторник 6 ноября был проведен очередной семинар в рамках проекта «Popular science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания». Основной темой для обсуждения стала статья: Hans Peter Peters (2008) Scientists as public experts // Massimiano Bucchi & Brian Trench (Eds), Handbook of Public Communication of Science and Technology. New York, NY: Routledge, pp. 131-146. Статью для обсуждения представила участница проекта Волкова Валерия.

Ханс Питер Питерс является cтаршим научным сотрудником научно-исследовательской группы Humans-Environment-Technology на базе исследовательского центра Юлих в Германии, а также профессором научной журналистики в Свободном университете Берлина. В область профессиональных интересов ученого входит общественное понимание науки, а также процессы взаимодействия науки и медиа.

В данной статье основное внимание автора направлено на рассмотрение процесса взаимодействия между учеными и журналистами, а так же на основные различия в их подходах. С точки зрения Питерса, в процессе взаимодействия с журналистами ученые выполняют роль эксперта, то есть применяют научное знание к  конкретным значимым социальным проблемам, принятию решений и дальнейшим действиям. А журналисты в свою очередь, помогают им, выполняя при этом важную функцию –  они помещают научное знание в более широкий контекст, связывая его с релевантными событиями и проблемами. Таким образом, журналисты участвуют в создании экспертного знания, привлекая ученых в качестве источников научного знания.

Питерс также описывает ряд профессиональных норм, которыми руководствуются журналисты при подготовке научно-популярных статей. Так, журналисты часто опускают научные детали исследования, а больше фокусируются на практическом применении результатов научных изысканий.

Кроме этого, Питерс описывает основные критерии, которым чаще всего следуют журналисты при отборе ученых для интервью: актуальность темы, которой занимается ученый, его публичная активность (выступление на мероприятиях, которые освещаются в СМИ, публикации в известных журналах и т.д.), коммуникативные компетенции ученого (быстрые ответы на письма и звонки, ясность изложения и т.д.).

Данная статья является релевантной для нашего проекта, поскольку анализ взаимодействия между учеными и журналистами является одной из важных задач нашего исследования. Кроме того, про результатам проведенных нами интервью с журналистами подтверждаются наличие перечисленных Питерсом так называемых «журналистских правил» и определенных критериев выбора ученых. 

 

Материал подготовила Валерия Волкова


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.