• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар "Объяснение в научно-популярной литературе" 22 июня

В пятницу 22 июня состоялся очередной семинар НУГ по проекту "Popular Science". В ходе семинара обсуждались организационные вопросы, связанные с исследовательскими планами на лето, а также состоялась дискуссия по результатам реферативного обзора Ивана Куприянова.

 

Докладчик подготовил черновой вариант реферата статьи Джона Тернея «Объяснение в научно-популярных текстах – анализ объяснения на примере теории суперструн» (Turney J. Accounting for explanation in popular science texts – an analysis of popularized accounts of superstring theory // Public Understanding of Science. 2004. Vol.13(4). P. 331-346) .

 

Краткое содержание статьи:

Общество нуждается в понимании того знания, которое производится внутри института науки. Терней рассматривает научно-популярную литературу и отмечает те формы, в которых авторы книг объясняют общественности науку. Для анализа объяснения он применяет схему, разработанную Огборном в книге «Объяснение науки в классе». Терней адаптирует методы анализа объяснения в школьном классе на их использование в научно-популярных текстах.

Так, анализ объяснения научного знания состоит из четырех частей: 1) определение различий между тем, кто объясняет (учитель/автор), и тем, кто воспринимает информацию (ученик/читатель): их уровень знаний отличается, и необходимо учитывать, кто будет получателем научной информации и какая у получателя знаний подготовленность к изучаемой теме; 2) определение основных понятий: необходимо подробное описание всех ресурсов того знания, которое будет объясняться в научно-популярном тексте; 3) трансформация знания, его адаптация для широкого круга читателей, то есть перевод с научного языка на язык, понятный общественности; 4) объяснение материала на примерах. В своей работе Терней демонстрирует применение данной схемы анализа в объяснении теории суперструн в физике.

Предложенные идеи в работе Тернея могут быть использованы для анализа научно-популярной литературы и понимания того, как конструируется научно-популярная форма знаний.

 

 

Материал подготовил Иван Куприянов


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.