Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
— Последние семь лет вы работали заместителем проректора, теперь перешли на факультет социальных наук и руководите департаментом социологии. Можете прокомментировать, чем для вас стал этот шаг?
— Мой профессиональный путь в Вышке начался в 2007 году с преподавания, и с тех пор я не перестаю выходить в аудиторию к студентам и вести исследования. При этом, действительно, последние годы я много занималась административной работой и координировала проекты университетского уровня. Соответственно, видела изменения, происходящие в Вышке с разных сторон: глазами как преподавателя, так и университетского администратора. Вышка, нужно сказать, никогда не стояла на месте, и сейчас университет в очередной раз находится в очень важной точке преобразований, разворачиваясь в сторону проектных активностей.
Мне абсолютно ясно, что невероятный объем ключевой работы совершается на среднем уровне – на уровне факультетов, поэтому, стать руководителем департамента – это оказаться в самой гуще событий и смыкать стратегические цели университета с интересами коллектива преподавателей и студентов. Это ответственно и непросто, но при этом, мне кажется, безумно интересно, т.к. именно здесь происходит тонкая настройка жизни университета. Пожалуй, мой опыт одновременной работы в Вышке на уровне университетского администратора и простого преподавателя будет здесь как нельзя кстати.
— С чем будут связаны основные изменения в департаменте социологии?
— Надо понимать, что речь идет о лидирующей социологической площадке в стране. За период существования департамента уже достигнуты большие успехи, он хорошо заметен в профессиональном ландшафте.
Дальнейшим вектором динамики коллектива я вижу выход на относительно более широкую исследовательскую повестку, в том числе за счет усиления командной работы и взаимодействия с внутренними и внешними партнерами. У нас накоплены богатые компетенции, теперь нужны соответствующие широкие постановки задач и амбициозные вызовы. Масштабные научные задачи в социальных науках редко решаются отдельно взятыми учеными, коллаборации (особенно междисциплинарные) дают намного больше возможностей для исследований. Отраслевое разнообразие как в университете, так и на нашем факультете социальных наук, позволяют собирать междисциплинарные команды даже в пределах своих структур.
— К каким из уже одобренных университетских проектов департамент социологии будет подключаться?
— Говорить про исследовательскую повестку здесь не буду, т.к. круг интересов коллег-социологов крайне широк, как и пул проектов университета с релевантной проблематикой. Но вот что хочется отметить отдельно, так это невероятные проекты Вышки, связанные со сбором и аккумулированием данных, среди которых единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД), Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS), проекты центра внутреннего мониторинга (ЦВМ). При исключительной ценности проводимой Вышкой работы по данному направлению, эта активность остается, на мой взгляд, недостаточно освещенной и заметной в публичном пространстве. На базе обозначенных проектов можно вырастить национальную площадку по сбору и депонированию социальных данных, которая объединит проекты как общероссийского, так и регионального уровня. Последние зачастую просто не видны академическому сообществу.
При этом коллеги из департамента социологии, являясь носителями уникальных компетенций по вопросам методологии и методики сбора данных, включая самые современные, смогут оказать методологическую поддержку коллегам-социологам, в том числе из регионов.
— Каких изменений стоит ожидать вашим студентам?
— Новая программа развития университета в целом задает тон изменениям в образовательной сфере. Их много, но ключевое – «проектный разворот». Наш департамент также уже начал работу по расширению возможностей проектной деятельности студентов, и в этом вопросе мы взаимодействуем с разными подразделениями Вышки и с внешними партнерами. Мы будем давать студентам возможность погрузиться в проекты с реальными заказчиками уже во время обучения в бакалавриате.
Будут и другие изменения. Например, ситуация с COVID-19 «загнала» нас в онлайн, но при этом сложившаяся обстановка открыла нашим студентам новые возможности – для них еще в большей степени стал доступен мировой образовательный рынок. Т.к. преподавание онлайн стало за последние полгода нормой, то привлечь зарубежных коллег для проведения занятий в Вышке без пребывания в России стало проще. И мы обязательно этим воспользуемся.
— А что будет с преподавателями — какие изменения их ждут?
— Мне повезло, коллектив в который я пришла – лучшая социологическая команда страны. Она становилась и развивалась вместе с Вышкой. Но жизнь в университете достаточно динамична, и сейчас нам необходимо встроиться в новые процессы, которые разворачиваются здесь: освоить методы организации проектной работы студентов, подключиться к сетевым общеуниверситетским исследовательским командам, обрасти опытом работы с аудиторией новых образовательных рынков, в том числе онлайн. Моя задача на текущем этапе – помочь коллегам сделать это наиболее комфортно, но при этом эффективно.