• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович
Глава в книге
Как изменились читатели книг в России в 2009–2021 гг.

Юргелас А. Л., Рощина Я. М.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE) (Вып. 14). Вып. 14. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024. С. 179-198.

Конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований

С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.

С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.

Конгресс WERA – наиболее крупный кросс-дисциплинарный форум в области исследований образования. В мероприятии приняли участие более 500 исследователей из 62 стран мира.

ЮАР – подходящее место для подобной конференции. Эта страна занимает одно из первых мест в мире с точки зрения выраженности неравенства в обществе, и образование традиционно рассматривается как важный инструмент решения этой проблемы. Кроме того, эта страна (единственная в Африке) – входит в BRICS, что дает ей дополнительные возможности в области компаративных исследований.

Неслучайно одной из ключевых тем, наиболее живо осаждавшихся на конференции, был вклад образования в социально-экономическое развитие современных обществ. Нельзя сказать, что этой теме было посвящено большинство исследований – преобладали все же доклады, касающиеся «внутренних» проблем системы образования, более традиционных для профессионального сообщества. Например, интересные исследования освещали вопросы качества подготовки педагогов, проблемы международной студенческой мобильности, сюжеты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Однако наиболее резонансные, наиболее острые выступления (включая пленарные выступления в день закрытия конференции) – были сфокусированы на проблеме «полезности образования» (utility of education).

В этом контексте мое выступление пришлось как нельзя кстати. Доклад, который я сделал в рамках сессии «Societal Development and the Life World Surrounding Education through Global Lenses», был подготовлен на основе исследования «The paradox of Russian education in the international comparative perspective: towards novel theoretical framework linking education, economic growth and societal development», которое мы ведем в соавторстве с Исаком Фруминым. В нем мы пытаемся дать теоретическое обоснование так называемому «парадоксу российского образования». С одной стороны, есть теория человеческого капитала, из которой следует, что высокая доля носителей третичного образования среди населения в возрасте 25–64 лет (более 60%) должна была привести экономику к более успешным результатам. С другой стороны, есть теория нового институционализма, из которой следует, что такое количество высокообразованных граждан должно было построить общество несколько другого типа – более «западного». Эти теории во многом сталкиваются и считаются несовместимыми, но мы в своем исследовании доказываем, что их симбиоз возможен и необходимо пересмотреть теорию «человеческого капитала», используя понятие «расширенного действия» из теории нового институционализма.

Представленное исследование вызвало существенный интерес. Среди прочих, интерес к теме и желание сотрудничать в ее проработке проявили следующие известные исследователи и практики в области образования из США, Сингапура, Гонконга, Германии и Малайзии, с ними установлен персональный контакт и намечены планы дальнейшего сотрудничества.

Опыт участия в конгрессе убедительно продемонстрировал, насколько полезным и востребованным может быть применение фундаментальной социальной теории для анализа конкретных прикладных проблем – например, сферы образования.

На конгрессе также выступили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.


Павел Сорокин,

старший преподаватель департамента социологии