Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Управление культурой. 2024. Т. 11. № 3. С. 3-12.
В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE) (Вып. 14). Вып. 14. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024. С. 179-198.
С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.
Конгресс WERA – наиболее крупный кросс-дисциплинарный форум в области исследований образования. В мероприятии приняли участие более 500 исследователей из 62 стран мира.
ЮАР – подходящее место для подобной конференции. Эта страна занимает одно из первых мест в мире с точки зрения выраженности неравенства в обществе, и образование традиционно рассматривается как важный инструмент решения этой проблемы. Кроме того, эта страна (единственная в Африке) – входит в BRICS, что дает ей дополнительные возможности в области компаративных исследований.
Неслучайно одной из ключевых тем, наиболее живо осаждавшихся на конференции, был вклад образования в социально-экономическое развитие современных обществ. Нельзя сказать, что этой теме было посвящено большинство исследований – преобладали все же доклады, касающиеся «внутренних» проблем системы образования, более традиционных для профессионального сообщества. Например, интересные исследования освещали вопросы качества подготовки педагогов, проблемы международной студенческой мобильности, сюжеты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Однако наиболее резонансные, наиболее острые выступления (включая пленарные выступления в день закрытия конференции) – были сфокусированы на проблеме «полезности образования» (utility of education).
В этом контексте мое выступление пришлось как нельзя кстати. Доклад, который я сделал в рамках сессии «Societal Development and the Life World Surrounding Education through Global Lenses», был подготовлен на основе исследования «The paradox of Russian education in the international comparative perspective: towards novel theoretical framework linking education, economic growth and societal development», которое мы ведем в соавторстве с Исаком Фруминым. В нем мы пытаемся дать теоретическое обоснование так называемому «парадоксу российского образования». С одной стороны, есть теория человеческого капитала, из которой следует, что высокая доля носителей третичного образования среди населения в возрасте 25–64 лет (более 60%) должна была привести экономику к более успешным результатам. С другой стороны, есть теория нового институционализма, из которой следует, что такое количество высокообразованных граждан должно было построить общество несколько другого типа – более «западного». Эти теории во многом сталкиваются и считаются несовместимыми, но мы в своем исследовании доказываем, что их симбиоз возможен и необходимо пересмотреть теорию «человеческого капитала», используя понятие «расширенного действия» из теории нового институционализма.
Представленное исследование вызвало существенный интерес. Среди прочих, интерес к теме и желание сотрудничать в ее проработке проявили следующие известные исследователи и практики в области образования из США, Сингапура, Гонконга, Германии и Малайзии, с ними установлен персональный контакт и намечены планы дальнейшего сотрудничества.
Опыт участия в конгрессе убедительно продемонстрировал, насколько полезным и востребованным может быть применение фундаментальной социальной теории для анализа конкретных прикладных проблем – например, сферы образования.
На конгрессе также выступили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.
Павел Сорокин,
старший преподаватель департамента социологии