Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович
Статья
Are all kind acts equal? Exploring the role of prosocial act characteristics in actor’s positive affect

Nastina E., Andiappan M., Miles A. et al.

Journal of Social Psychology. 2025. P. 1-14.

Глава в книге
Цифровая грамотность населения

Стрельцова Е. А., Кузина Л. С., Полякова В. В. и др.

В кн.: Жизнь онлайн: цифровая трансформация российского общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025. Гл. 7. С. 83-93.

Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович

Конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований

С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.
Павел Сорокин

С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.

Конгресс WERA – наиболее крупный кросс-дисциплинарный форум в области исследований образования. В мероприятии приняли участие более 500 исследователей из 62 стран мира.

ЮАР – подходящее место для подобной конференции. Эта страна занимает одно из первых мест в мире с точки зрения выраженности неравенства в обществе, и образование традиционно рассматривается как важный инструмент решения этой проблемы. Кроме того, эта страна (единственная в Африке) – входит в BRICS, что дает ей дополнительные возможности в области компаративных исследований.

Неслучайно одной из ключевых тем, наиболее живо осаждавшихся на конференции, был вклад образования в социально-экономическое развитие современных обществ. Нельзя сказать, что этой теме было посвящено большинство исследований – преобладали все же доклады, касающиеся «внутренних» проблем системы образования, более традиционных для профессионального сообщества. Например, интересные исследования освещали вопросы качества подготовки педагогов, проблемы международной студенческой мобильности, сюжеты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Однако наиболее резонансные, наиболее острые выступления (включая пленарные выступления в день закрытия конференции) – были сфокусированы на проблеме «полезности образования» (utility of education).

В этом контексте мое выступление пришлось как нельзя кстати. Доклад, который я сделал в рамках сессии «Societal Development and the Life World Surrounding Education through Global Lenses», был подготовлен на основе исследования «The paradox of Russian education in the international comparative perspective: towards novel theoretical framework linking education, economic growth and societal development», которое мы ведем в соавторстве с Исаком Фруминым. В нем мы пытаемся дать теоретическое обоснование так называемому «парадоксу российского образования». С одной стороны, есть теория человеческого капитала, из которой следует, что высокая доля носителей третичного образования среди населения в возрасте 25–64 лет (более 60%) должна была привести экономику к более успешным результатам. С другой стороны, есть теория нового институционализма, из которой следует, что такое количество высокообразованных граждан должно было построить общество несколько другого типа – более «западного». Эти теории во многом сталкиваются и считаются несовместимыми, но мы в своем исследовании доказываем, что их симбиоз возможен и необходимо пересмотреть теорию «человеческого капитала», используя понятие «расширенного действия» из теории нового институционализма.

Представленное исследование вызвало существенный интерес. Среди прочих, интерес к теме и желание сотрудничать в ее проработке проявили следующие известные исследователи и практики в области образования из США, Сингапура, Гонконга, Германии и Малайзии, с ними установлен персональный контакт и намечены планы дальнейшего сотрудничества.

Опыт участия в конгрессе убедительно продемонстрировал, насколько полезным и востребованным может быть применение фундаментальной социальной теории для анализа конкретных прикладных проблем – например, сферы образования.

На конгрессе также выступили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.


Павел Сорокин,

старший преподаватель департамента социологии