Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Цымбал А. А., Юдин И. Б., Кузина Л. С. и др.
Вып. 4. МАКС Пресс, 2024.
Социологический журнал. 2024. № 4. С. 104-125.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Организацию проекта и сам сбор данных осуществляли социологи-исследователи Елизавета Полухина, Александрина Ваньке и Анна Стрельникова. Предварительно исследователи отправили документацию проекта (бланки информированного согласия, гайд интервью, форму для наблюдения и др.) в этическую комиссию НИУ ВШЭ.
Найти доступ к рабочим завода казалось сложной задачей только на первый взгляд. Первичный доступ к рабочим обеспечили коллеги-социологи через личные контакты, затем был использован «снежный ком». Рабочие оказались открыты к общению, эмоциональны, говорили без «утайки» даже о сенситивных темах. Финансы, личная жизнь и другие подобные вопросы легко и детально обсуждались в интервью.
Согласно задумке проекта, интервью должны были проходить дома либо в любом другом месте района, удобном для участника-рабочего. Уралмаш как район - весьма «многосмысловая» территория, особенно для молодых исследовательниц. Интервью проводились обычно с участием 2-х исследователей. Такие тандемные интервью проводились с целью «надежности», понимаемой с одной стороны, как «исследовательская безопасность», с другой стороны, возможность помощи в интервью и дальнейшем анализе (триангуляция исследователей). После интервью социологи предлагали некоторым участникам сделать завершающую прогулку по району (методика сбора данных о районе).
В последнее время «на районе» Уралмаш регулярно проводятся культурные мероприятия (концерты, симпозиум, превращение водонапорной «Белой башни» в действующий арт-обьект). Культурные инициативы района способствуют потоку разнообразных аудиторий, приобщают жителей к новым практикам.
Исследователи за время проживания «на районе» неоднократно побывали и на самом заводе, провели экспертные интервью и установили контакты с другими группами сотрудников завода, а также с жителями района. В итоге к началу июня база собранных материалов включает: интервью с рабочими завода Уралмаш; интервью с экспертами (главой района, активистами района и завода и др.); архив газеты «За Тяжелое Машиностроение» (2015-2017 гг.), и многостраничные ежедневные дневники наблюдения.
После завершения полевой части проекта команда исследователей приняла участие в симпозиуме «Проект «Уралмаш»: культурное будущее [пост]индустриальных городов», где рассказала о первых результатах проекта. Участники симпозиума отметили необходимость в структурировании подобного полевого опыта, оформлении его в виде методического пособия по подобной исследовательской практике.