• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12447

E-mail: achepurenko@hse.ru

 

 

Руководство

Чепуренко Александр Юльевич

 - Руководитель департамента

 

Стребков Денис Олегович 

 - Заместитель руководителя департамента по научной и кадровой работе

 

Зангиева Ирина Казбековна 

 - Заместитель руководителя департамента

Глава в книге
Fashion Bloggers as Cultural Intermediaries: The Meaning of Brand Choices in Style Production
В печати

Kuleva M., Maglevanaya D.

In bk.: Digital Transformation & Global Society: Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21-23, 2017, Revised Selected Papers. Springer International Publishing, 2017.

Препринт
Agenda-Setting in Russian Media

Kazun A. D.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 49/PS/2017.

Как социологи – исследователи проживали «на районе» Уралмаш

Изучение отношений внутри локальных территорий – традиционный объект для качественной социологии, отсылающий нас к работам чикагской школы. В рамках полевого проекта, поддержанного  Научным фондом НИУ ВШЭ,  главный фокус исследования был направлен на современного рабочего некогда самого важного «завода заводов» - Уралмаш. Исследователям было важно, чтобы рабочий, принимающий участие в проекте, проживал в одноименном районе.  Социологов интересовали такие вопросы: как и чем живет современный рабочий завода Уралмаш? Как воспринимает себя через призму произошедших изменений на заводе и районе?

Организацию проекта и сам сбор данных осуществляли  социологи-исследователи Елизавета Полухина, Александрина Ваньке и Анна Стрельникова. Предварительно исследователи отправили документацию проекта (бланки информированного согласия, гайд интервью, форму для наблюдения и др.) в этическую комиссию НИУ ВШЭ.

Найти доступ к рабочим завода казалось сложной задачей только на первый взгляд. Первичный доступ к рабочим обеспечили коллеги-социологи через личные контакты, затем был использован «снежный ком». Рабочие оказались открыты к общению, эмоциональны, говорили без «утайки»  даже о сенситивных темах. Финансы, личная жизнь и другие подобные вопросы легко и детально обсуждались в интервью.

Согласно задумке проекта, интервью должны  были проходить дома либо в любом другом месте района, удобном для участника-рабочего. Уралмаш  как район -  весьма «многосмысловая» территория, особенно для молодых исследовательниц. Интервью проводились обычно с участием 2-х исследователей. Такие тандемные интервью проводились с целью «надежности», понимаемой с одной стороны,  как «исследовательская безопасность», с другой стороны,  возможность помощи в интервью и дальнейшем анализе (триангуляция исследователей). После интервью социологи предлагали некоторым участникам сделать завершающую прогулку по району (методика сбора данных о районе).

В последнее время  «на районе» Уралмаш регулярно проводятся культурные мероприятия (концерты, симпозиум, превращение водонапорной «Белой башни» в действующий арт-обьект). Культурные инициативы района способствуют потоку разнообразных аудиторий, приобщают жителей к новым практикам.

Исследователи за время проживания «на районе» неоднократно побывали и на самом заводе, провели экспертные интервью и установили контакты с другими группами сотрудников завода, а также с жителями района. В итоге к началу  июня база собранных материалов включает: интервью с рабочими завода Уралмаш; интервью с экспертами (главой района, активистами района и завода и др.); архив газеты «За Тяжелое Машиностроение» (2015-2017 гг.), и многостраничные ежедневные дневники наблюдения.

После  завершения полевой части проекта команда исследователей приняла участие в симпозиуме «Проект «Уралмаш»: культурное будущее [пост]индустриальных городов», где рассказала о первых результатах проекта. Участники симпозиума отметили необходимость в структурировании подобного полевого  опыта, оформлении его в виде методического пособия по подобной исследовательской практике.