• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349

E-mail: izangieva@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Зангиева Ирина Казбековна
Научный руководитель Чепуренко Александр Юльевич
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Большаков Никита Викторович
Книга
Нестандартное потребление

Радаев В. В.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
From Classical to Modern Nonlinear Central Limit Theorems

Ulyanov V. V.

Mathematics. 2024. Vol. 12. No. 14.

Глава в книге
Teacher Training and Professional Development for Inclusion in Russia

Alekhina S., Kozlova M. A.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 9. P. 169-188.

«Есть необходимость взять инструмент — бери и делай!»

Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Савинская о совмещении качественных и количественных методов и типичных стратегиях в mixed methods research рассказывает на страницах «ФОМ-Лабс».

«Есть необходимость взять инструмент — бери и делай!»

– Ольга, научно-учебная группа «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях», которую Вы возглавляете, существует в НИУ ВШЭ уже два года. Какие задачи ставились при ее создании?

– Мы с коллегами хотели прежде всего создать институциональную основу для того, чтобы регулярно встречаться. У нас были разные мысли на этот счет: была мысль охватить тему case study, была идея создать научно-учебную группу по оценочным исследованиям и уже в ее рамках изучать различные методические сюжеты. В итоге все-таки остановились на mixed methods research или, как мы их позже назвали, стратегии смешивания методов в социальных исследованиях.

На мой взгляд, это очень перспективная тема, по которой в последнее десятилетие появляется много публикаций, хотя некоторые коллеги, оппонируя, и спрашивают нас, что здесь нового. Тем не менее я вижу, что это «методологическое движение», как его называет Кресвелл, появилось не зря. Дело в том, что и в качественных, и в количественных методах произошло некое накопление стандартов, с которым можно продуктивно работать. И вроде бы никто из коллег уже не спорит, что качественные методы тоже являются научными, что качественные и количественные методы дополняют друг друга, что они интересны и полезны.

Джон Кресвелл – специалист в области смешанных методов и методологии социальных исследований, профессор и соруководитель исследовательской программы в области смешанных методов Мичиганского университета.

– Интерес к смешанным методам и институционализация этого исследовательского и методического поля больше характерны для прикладных или академических исследований?

– Если говорить о прикладных работах, то как раз чаще всего и заказывают исследования, в которых сочетаются качественные и количественные методы. Термин «комплексные исследования», означающий сочетание нескольких методов, которое позволяет получить более полное представление об изучаемом феномене, в отечественной практике прикладных исследований появился еще в девяностые годы. В методическом плане как со стороны практиков, так и со стороны методологов, из года в год накапливающих методический материал, сложилась ситуация, что надо проанализировать этот материал и понять, как работают многометодные исследования, или multi-methods research, в рамках которых есть направление mixed methods research.

Мы можем говорить и о некоей ситуации «постметодности» в методологии социологических исследований, что-то созвучное «постмодернизму», когда происходит систематизация накопленного знания о методах и возможностях их сочетания. Как раз этим мы с коллегами и занимались в течение двух лет, особое внимание обращая на понятия и на то, как их можно перевести на русский язык.


Читать далее на сайте Fomlabs.ru