Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Андреев К. Д., Демьянова А. В., Лола И. С. и др.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2024.
Антонова В. К., Александрова М. Ю., Присяжнюк Д. И. и др.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 4. С. 194-218.
Rozhdestvenskaya E., Semenova V.
In bk.: Bild und Biographie/Hrsg. Bettina Völter, Michael R. Müller, Lena Inowlocki.Leverkusen: Barbara Budrich Verlag, 2024. Barbara Budrich Verlag, 2024. Ch. 21. P. 190-196.
С 11 по 16 сентября в городе Лестере (Великобритания) прошла 9-я Международная конференция по методологии социальных науки Исследовательского комитета по методологии и логике (RC33) Международной социологической ассоциации. Мероприятие проходит раз в четыре года, и такое знаменательное событие собрало более 500 участников — исследователей из Европы, Северной Америки, Юго-восточной Азии. От Высшей школы экономики в конференции приняли участие четыре сотрудника департамента социологии – Инна Девятко, Айгуль Мавлетова, Ольга Савинская и Татьяна Хавенсон.
На конференции были традиционно представлены тенденции и проблемы развития как количественных, так и качественных методов. Внимание уделялось также и интегрированию административных данных в проведение социологических исследований и решение социальных проблем, большим данным, появлению нового методологического направления в исследованиях – стратегиям смешивания методов, проблемам проведения кросс-культурных исследовательских проектов, расширению возможностей исследовательских практик в связи с появлением новых электронных устройств и компьютерных программ.
На сессии «Новые данные, новое качество? Признаки качества данных в эпоху "революции данных"» основная дискуссия разгорелась вокруг докладов д-ра Э. Аматура и д-ра Г. Пунциано (Gran Sasso Science Institute, Италия) «Размытые границы: Интернет, Большие-Новые данные и смешанные методы» и проф. Ирина Девятко (НИУ ВШЭ) «Виртуальная лаборатория, социальный телескоп и другие метафоры инновационных онлайн методов: новые возможности, новые вызовы валидности».
В первом из докладов были представлены эпистемологические и методологические аргументы в пользу смешивания больших данных о поведении индивидов с качественными данными, основанными на интроспективном самоотчете.
Второй доклад представлял собой систематический обзор трех больших классов методов Интернет-исследований: «трансляционных», «феноменологических» и «инновационных» с точки зрения характерных для них угроз валидности – как «старых» и хорошо известных, так и новых и сравнительно мало изученных, или даже неосознаваемых большинством исследователей. Особое внимание в этом докладе было уделено последствиям самоотбора (не только респондентов и испытуемых в онлайн экспериментах и опросах, но и, например, нетекстовых «цифровых следов») и возникающей в результате систематической ошибке отбора не только с точки зрения её влияния на ошибки оценивания и сверхрепрезентации, но и, например, на конвергентную валидность нереактивных данных о поведенческих «цифровых следах» и опросных данных.
В исследованиях развития качественных методов были проведены секции по развитию методов анализа дискурса с социологии, его специфике для решения социологических задач, по подходам и методам анализа визуальной информации, применение качественных методов в изучении эмоций, проблемы проведения и анализа данных качественных лонгитюдов.
Секции по стратегиям смешивания методов ставили перед собой задачу обсудить возможности генерации научного мета-вывода, интегрирующего в себе результаты качественной и количественной ветвей или стадий исследования. Какие техники для повышения качества интеграции знания могут быть применены? Каким образом интегрировать противоречивые данные? Какой исследовательский импульс они дают? Презентуя свой доклад на этой секции, Ольга Савинская рассказала о своем опыте применения разведывательного последовательного дизайна для тщательной проработки валидного инструмента исследования, использующего качественные и количественные методы сбора данных (стратегия «Qual-Quant»), на примере изучения родительской оценки дошкольного образования. В рамках реализации данной стратегии обсуждалась уместность абдуктивных выводов для соединения результатов качественного и количественного этапов.
Айгуль Мавлетова организовала секцию по геймификации опросных технологий и сбора социологических данных, которая привлекла большое количество заинтересованных слушателей и исследователей. Она представила результаты эксперимента и показала возможности использования геймификации в области коммуникации рисков. Кроме того, она представила рекомендации, когда и в каких случая лучше геймифицировать сбор данных, для каких целей и как это можно сделать наиболее эффективным образом.
Татьяна Хавенсон принимала участие в работе секции, посвященной измерению социальной структуры при проведении исследований, в том числе кросс-культурных. Доклад Татьяны был посвящен оценке качества ответов детей школьного возраста на фактологические вопросы о профессии и образовании родителей и других индикаторах социального положения семьи. Доклад вызвал живую дискуссию, так как дети школьного возраста все чаще и чаще становятся единственными респондентами при проведении исследований и отвечают в том числе на вопросы о семье. Однако переход от опросов, ориентированных на взрослых, к опросам детей произошел без достаточной методологической рефлексии. Эти вопросы и были подняты в исследовании Татьяна, которое базировалось на обобщении немногочисленных существующих исследований на данную тему.
Инна Девятко,
Ольга Савинская,
Айгуль Мавлетова,
Татьяна Хавенсон