• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.

Телефон:
8 (495) 772-95-90*12447

E-mail: achepurenko@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Стребков Денис Олегович
Заместитель руководителя Зангиева Ирина Казбековна
Статья
Новая социология культуры: от «ящиков с инструментами» к когнитивным процессам

Шариков Д. Д.

Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 179-210.

Глава в книге
Структура питания россиян в 2011 г.

Рощина Я. М., Бычкова Т. Ю.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE). Вып. 9. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 134-156.

Препринт
Interregional Mobility Of Russian Researchers: Moving For A Promising Job

Volkova G., Никишин Е. А.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.

Преподаватели кафедры МсиАСИ приняли участие в работе социологического конгресса Европейской социологической ассоциации (ESA)

Преподаватели кафедры МСиАСИ Анна Стрельникова  и Елизавета Полухина, а также выпускница кафедры Александра Кочкина посетили социологический конгресс Европейской социологической ассоциации, который состоялся в г. Прага 25-29 августа 2015 года. В рамках конгресса они выступили с докладами на методологической секции “Issues on mixed methods”, а также участвовали в заседаниях других методологических и прикладных секций конгресса.

Следует отметить, что все три участницы работают вместе в научно-учебной группе «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях». Кроме того, Александра Кочкина в этом году успешно защитила ВКР под руководством Елизаветы Полухиной и продолжает работать над проблематикой смешанных методов. 

Анна Стрельникова, Елизавета Полухина  и Александра Кочкина поделились своими наблюдениями по поводу прошедшего конгресса.

Анна Стрельникова: «Конгресс – это когда «незримый колледж» становится зримым»
Участие в больших международных конференциях, на мой взгляд, дает наглядную возможность убедиться в справедливости гипотез о существовании незримых колледжей – устойчивых групп ученых, которые в разных странах работают над схожими идеями, опираются на одни и те же значимые теоретические работы, и в конце концов вступают в прямую или опосредованную научную коммуникацию. «Материализацию» незримых колледжей можно было увидеть практически на каждой секции конгресса: шел обмен опытом, темы перекликались друг с другом, в итоге на этапе дискуссий локальный контекст исследований перерастал в глобальный. Особенно это было заметно на методологических секциях, а также на секциях по мобильным методам и по социологии потребления.
В частности, было интересно наблюдать, как коллеги из Британии проходят тот же путь поиска «мобильных» методов сбора данных, и наталкиваются на хорошо нам знакомые проблемы отставания возможностей анализа данных перед впечатляющими (на первый взгляд) возможностями их сбора. В самом деле: даже записывая происходящее на мобильную камеру и перемещаясь по городу на большой скорости, исследователь затем редуцирует полученную информацию к конкретным текстовым кодам, либо оставляет свои находки в жанре социологического фильма.
Некоторое сожаление по поводу конгресса связано с тем, что не все интересные выступления удалось посетить из-за пересекающихся расписаний. Впрочем, обсуждения в кулуарах были не менее продуктивными.
 
Елизавета Полухина: «Участие в подобных конгрессах – полезная академическая прививка»
Тут ты понимаешь, что не одинок в рефлексивных исканиях, находишь ответы на академические загадки либо определяешь  направления ответа. Новые идеи повсеместны – в презентациях, общении с коллегами и «свежих» издательских материалах.
Значимой кажется идея З. Баумана о противоположности  «статики» (fixing) и  мобильности. На размышления  наталкивает дискуссия коллег из Манчестера (Niam Moore иучастники проекта Step Change), которые наблюдают поворот к мобильным, находящимся в движении  методам. Вообще, заметен интерес к вопросам социальной мобильности именно со стороны английских коллег как последователей идей Дж. Урри. Британцы, кажется, остаются лидирующими в проблематике методов. В свою очередь, наиболее востребованными и всеобьясняющими  теоретиками конгресса стабильно являются французские классики - Пьер Бурдье, Мишель Фуко, Бруно Латур. 
Интерес к России, в целом, ощущается. Однако ее социологическое «позиционирование» на фоне других европейских стран кажется не совсем очевидным. На данном этапе мы - скорее обладатели уникального эмпирического материала, который интересен в сравнении с другими странами и  перспективен с точки зрения исторического анализа. Методические и теоретические работы российских коллег находятся на достойном уровне, но для формирования академической «повестки» требуется более активное и широкое включение в европейскую академическую коммуникацию.
 
Александра Кочкина: «Масштаб конференции, количество выступающих исследователей впечатлили с первого взгляда»
Организация самой конференции, возможность пообщаться с различными учеными, возможность приобрести множество интереснейших научных трудов были только одними из многочисленных положительных сторон данного социологического конгресса. Секция, на который мы представляли наш проект, была посвящена проблемам в "смешанных" методах. Собравшаяся аудитория представляла собой скорее тех, кто заинтересован в использовании в своих работах сочетания методов, ученым из различных стран и университетов было интересно узнать, как другие коллеги "смешивают" различные подходы, как они это обосновывают, какие результаты в итоге получают. После каждого доклада участников было оживленное обсуждение дизайнов исследования, методов и методологии, применяемыми исследователями, при этом, во многом вопросы исследователей были дискуссионными, так как нет однозначного ответа о том, как лучше интегрировать методы и в каких случаях следует это делать. В итоге, сессия получилась оживленной, и результаты обсуждения наводят на дальнейшие научные размышления касательно смешанных стратегий исследования.