Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Пути России. Журнал cоциальных и этнографических исследований. 2024. Т. 2. № 3. С. 105-127.
Giri A. K., Roy Chowdhury A., Willis D. B.
In bk.: Toward a New Art of Border Crossing. L.: Anthem Press, 2024. P. xi-xviii.
Как поделились с аудиторией докладчики, идея прибегнуть к анализу автомобильных номеров была придумана в качестве альтернативы существующим методам измерения коррупции.
Среди используемых на данный момент методов докладчики выделяют метод субъективной оценки восприятия коррупции, экспертную оценку, оценку личного опыта и анализ характеристик, тесно связанных с коррупцией (например, уровень административных барьеров). Леонид Полищук отметил, что ни одни из этих методов измерения коррупции не может быть назван идеальным. Помимо разных методологических оснований и используемых критериев, об этом говорит факт того, что в 60% случаев результаты исследований, проведенных с применением разных показателей измерения коррупции в одном и том же регионе, плохо коррелируют друг с другом.
Среди недостатков этих методов можно также выделить субъективность оценки, возможность сокрытия и умалчивания фактов дачи взятки при опросе населения, психологический гало-эффект и т.д. Способ же, представленный докладчиками, позволяет исследовать коррупцию по объективным следам, исключая необходимости “допроса” респондентов о столь сенситивной теме. Это является его несомненным преимуществом.
Судить о коррупции по автомобильным номерам можно, поскольку так называемые “красивые” номера, являющиеся объектом желания многих автомобилистов, не продаются в открытом доступе и распределяются случайно, в порядке живой очереди. Поэтому в ситуации их официального распределения они должны были бы встречаться примерно в равном количестве на автомобилях всех марок (согласно подсчетам, не более, чем у 3% автомобилей каждой марки). На деле же оказывается, что красивые автомобильные номера - к которым докладчики причисляют определенные комбинации цифр, например, 777 или 010 – намного чаще могут быть замечены именно на дорогих марках машин. Данный факт и позволяет утверждать, что владельцы дорогих автомобилей получают номера не легальным путем, а в обход официально установленной процедуры.
В своем исследовании авторы использовали данные о марках и номерах автомобилей, поставленных на государственную регистрацию в г. Москве в период с 2000 по 2007 года. По результатам исследования оказалось, что уровень коррупционных доходов по Москве и Московской области, выраженный в денежных единицах, составляет ориентировочно 200 млн. рублей в год. Но эта цифра, конечно же, касается лишь уровня коррупции, связанного непосредственно с подразделением ГИБДД.
Исследование Т.В. Натхова и Л.И. Полищука не ограничивается лишь построением экономической модели и выявлением денежного объема коррупционного рынка. Проведя онлайн опрос среди автомобилистов, исследователи также выяснили, что преобладающими мотивами покупки красивых номеров являются желание выделиться среди остальных и желание продемонстрировать свой статус. А некоторые водители также верят, что красивый номер снизит вероятность быть остановленным гаишником.
В дальнейшем авторы планируют проанализировать межрегиональную вариацию их показателя коррупции, сравнить результаты, получаемые при его использовании с показателями других методик коррупции, а также выявить связь коррупции с другими аспектами деятельности структуры ГИБДД, например, с количеством выписываемых штрафов водителям автомобилей различных марок. Однако здесь могут возникнуть некоторые затруднения. Как признаются сами докладчики, с 2011 года появилась возможность официального приобретения красивого номера, поскольку теперь автомобильный номер закрепляется за автомобилем, а не владельцем, и при необходимости новый владелец может перевесить номер с купленной машины на свою. Из-за этого при построении моделей на данных позже 2011 г. придется учитывать также и возможность легальной рыночной циркуляции красивых номеров.
Доклад вызвал оживленную дискуссию, было высказано много интересных комментариев и предположений. Доцент факультета социальных наук Андрей Шевчук заметил, что экономисты, объясняя поведение людей, склонны обращаться за помощью к психологическим теориям, нежели к социологической точки зрения. Экономическая модель, представленная докладчиками, вводит понятие уровня тщеславия как детерминанты стремления к покупке красивого номера, но игнорирует такие факторы как внутригрупповые нормы, ценности, модели поведения и престижного потребления.
Профессор факультета социальных наук Кузина О. Е. высказала предположение о том, что распространенность красивых номеров среди владельцев дорогих автомобилей можно использовать как косвенный показатель “качества” финансовой элиты через рассмотрение покупки красивого номера как акта демонстративного потребления.
Методика, предложенная докладчиками, предлагает посмотреть на коррупцию с новой точки зрения. Ее объяснительный и предсказательный потенциал еще предстоит проверить в дальнейших исследованиях, но уже сейчас понятно, что она обладает рядом сравнительных преимуществ, делающих ее привлекательным аналитическим инструментом.
Макаров Кирилл, специально для новостной службы портала