Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Знакомство включало в себя не только обмен любезностями «хозяев» и «гостей», но также и элементы профподготовки: для слушателей школы зарезервировали компьютерный класс и настоятельно рекомендовали ознакомиться с ресурсами электронных библиотек Вышки. Это было важно в преддверии защиты дипломных работ. Слушателей встречали и помогали сориентироваться Александра Запольская (аспирант кафедры Анализа социальных институтов) и Яна Локтева (магистрант 1-го года).
Большой кусок дня был отведен для встречи с А.Ю. Чепуренко, деканом факультета. Понятное дело, речь шла об общих принципах магистерских программ ВШЭ, о специфике факультета социологии, об особенностях обучения. Конечно, декан обсуждал наиболее распространенные мифы о «недоступности» Вышки, о невозможности поступить толковому студенту «с улицы». И, разумеется, было много вопросов от участников Зимней школы, которые они задавали с позиций будущих абитуриентов магистратуры.
Дорога от факультета до пансионата Голицыно не обошлась без сюрпризов. Ландшафт 44-ого километр минского шоссе претерпел существенные изменения с того времени, как тут проходила последняя школа. Пост ГАИ и светофор куда-то делись, вывески и указатели изменили свой облик, и водителю пришлось растеряться и немного поплутать. Но после выхода «в народ» все наладилось и мы даже не опоздали на ужин.
В первый же вечер участники и организаторы собрались в тесный круг, чтобы познакомиться, поделиться своими научными интересами, получить советы от коллег. Общались со слушателями Станислав Моисеев и Юрий Войнилов (магистранты 1 года), Александра Запольская и Иван Климов (доцент кафедры Анализа социальных институтов). Было интересно - ребята рассказали о своих интересах и исследованиях, чем, собственно, задали стиль дальнейшего знакомства, которое часто переходило в обсуждение разных исследовательских тем и проблем.
Несмотря на то, что у каждого было всего несколько минут, чтобы описать свои социологические изыскания, ведущие встречи в режиме «сеанса одновременной игры» успевали дать каждому короткий и содержательный совет. Забегая вперед, можно сказать, что именно такой простой и открытый подход пришелся участникам по душе и позволил им понять и дружескую атмосферу и академическую культуру, которые царят в Вышке.
На следующий день Зимняя школа была официальна «открыта» первым проректором В.В. Радаевым. Он говорил о том, что НИУ ВШЭ - первый университет, который специализируется на социально-экономических дисциплинах и исследованиях. Университет начинался «с нуля», рос, рос, и вдруг оказался очень большим, и в прошлом году по уровню бюджетного приема он вышел на второе место. А первое – за Сибирским федеральным университетом. В текущем году прием в магистратуру по расчетам должен превысить 2000 человек. Основной прирост – за счет соц-гум. наук.
В. Радаев дал несколько советов для профориентации и подготовке к поступлению. Для начала - посмотреть правила приема. Затем – Олимпиада для поступающих в магистратуру. Это серьезный канал поступления - примерно 27% слушателей поступают по итогам олимпиады.
«Вот такой важный вопрос: а после специалитета можно ли поступать? - не то спросил, не то заинтриговал Вадим Валерьевич. – Да-а-а! – выдохнул зал. – Вот, Вы подсказываете правильный ответ. В законе об образовании до конца не понятно, он действует до 1 сентября, а зачисление – 31 августа. В этом году так поступать можно. А в следующем году – мы не знаем. И так последние лет пять».
Завершалась вводная часть вопросами о смысле бакалавриата и магистратуры в профессиональной картере студента. Есть впечатление, что бакалавриат в большей части ориентирован на практику, а магистратура – на теорию. А это кажется не очень логичным. Но это упрощенный взгляд. Схема образования не одна - магистратура предлагает разные треки. Бакалавриат может фокусироваться и на теории, а в магистратуре есть курсы, заточенные на потребности рынка. Система образования выстроена так, чтобы треки были разные, и появлялось больше было возможностей либо продолжить трек, либо изменить его. Примерно треть выпускников бакалавриата ВШЭ меняют тематику в магистратуре.
Дальше началась плотная череда занятий. Самую большую магистерскую программу (Прикладные методы социального анализа рынков), которую ведут сразу две кафедры – методов и эконом. социологии - представил профессор Радаев. Он же затем провел мастер-класс по экономической социологии. Разговор шел о социологии рынков. Радаев указал на парадокс – что в экономической теории понятие рынка находится примерно в той же эпистемической позиции, как и понятие «социального» в социологии – всеми используется, но практически никем не определяется. В социологии рынок определяется как процесс регулярного, преимущественного денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена. И очень важно понимать все особенности всех компонентов этого исходного понятия, понимать их значение для теории и для экономзсоциологических исследований.
В чем особенность новой экономической социологии в трактовке рынка? Во-первых, рынки выступают в качестве основного объекта исследования. Во-вторых, рыночный обмен рассматривается как социальное взаимодействие. В-третьих, развивать подходы, выделяющие различные аспекты социальных отношений в рынке – сетевые связи, институциональные условия (правила), властные взаимодействия, культурные слои и аспекты.
Рассказ о программе ПМСАР продолжила Ю.Н. Толстова – разговором о необходимости освоения обширного методного аппарата социологии. Ее мастер-класс «Роль понятия признака в эмпирической социологии» был посвящен рефлексии относительно использования процедур измерения и методик.
Мастер-класс Елизаветы Полухиной по качественным методам в социологии начался с разговора о том, в чем состоят особенности качественной методологии и почему она не сводится к совокупности т.н. «качественных» методов. Одна из основополагающих проблем качественного подхода - проблема доступа в поле, организация «входа» в исследовательскую ситуацию – вызвала заинтересованный отклик слушателей. Так что после лаконичной «лекционно-семинарской» части занятие перетекло в обсуждение стратегий входа в поле и полевых ситуаций, взятых из собственного исследовательского опыта. И еще одна часть занятия, которая вызвала интерес и много вопросов – программные средства обработки и анализа текстовых данных (Atlas Ti, NVIVO).
Немного отдохнув после мастер-классов мэтров, участники наконец получили возможность проявить себя в профессиональных дискуссиях. Удача Школы этого года – большое число нынешних магистрантов, приехавших в Голицыно, чтобы провести свои собственные дискуссии, мастер классы и презентации. Магистрант программы «Демография» Иван Починков обсуждал с ребятами изучение миграционных процессов. Участникам было интересно, как именно изучение этой все более актуальной темы возможно в Институте демографии ВШЭ. Важными темами обсуждения стали проблемность термина «мигрант», его этнизация, а также Национальная программа РФ по миграции. Другое мероприятие, под названием «Исследования стигматизации публичными социологами: теории и практики», было подготовлено учениками кафедры Общей социологии: магистрантами Валерией Маркиной и Анастасией Вайтехович, а также аспиранткой Ольгой Вербилович. Лера Маркина, ведущая площадки, предложила посмотреть небольшой видеоролик о ксенофобии, а затем участники обсуждали его, играя поочередно роли зрителей, авторов ролика и социологов. Дискутанты также рефлексировали на тему стигматизации самого социолога, который берется изучать такие группы, как инвалиды, и перед которым встает необходимость принятия позиции. Совсем другие темы были затронуты на мероприятии, подготовленном магистрантами программы «Комплексный социальный анализ», Юрием Войниловым и Станиславом Моисеевым. Ребята предложили обзор проблематики и перспектив он-лайн исследований, рассказали об интересных экспериментах в этой сфере. Затем, в режиме мозгового штурма участники обсудили инструментарий и «тонкие места онлайн исследований» - привлечение участников и отбор респондентов.
На следующий день все утро было отдано Демографии – и области знания, и магистерской программе. Михаил Денисенко, помимо рассказа о структуре курсов, о специфике обучения, о возможных темах курсовых работ, рассказывал также и о том, какими проблемами и какими исследованиями занимаются его коллеги. Темы вызывали значительный интерес – многие и не подозревали, насколько демография – социологическая дисциплина, которая обеспечивает понимание фундаментальных трендов в развитии как России, так и мировой системы государств.
Продолжил разговор Анатолий Вишневский, директор Института демографии ВШЭ. Речь шла о конце «божественного порядка» - поступательного и вполне прогнозируемого развития обществ с точки зрения демографических процессов и закономерностей. За сто лет численность населения Земли увеличилась в 4 раза - такого никогда не было, и не будет никогда впредь. Такой скачок меняет всю судьбу человечества и демографы вправе говорить о втором и даже третьем «демографическом переходе», действие которых продолжает существенным образом влиять и на миграционные потоки, и на экономическое развитие, и на социально-политические проблемы государств.
Неподдельный интерес и несомненную вовлеченность в актуальные вопросы социологии вызвала презентация программы СПСиСК, которую провел ее руководитель - Н.Е. Покровский. Слушателей в особенности затронула тема современного состояния социологии и ее «культурного обоснования» в обществе. Что делать, если больной не видит нужды проходить обследование? И даже если он и сдаст анализы, результаты его не интересуют? В такой ситуации оказалась сегодня социология. Актуальная задача - наладить коммуникацию в тех формах, чтобы посыл был понятен неспециалисту. Алармизм М. Буравого понятен, «но не место социологии на баррикадах, мы должны делать акцент на создании культуры», - резюмировал Н. Покровский.
От высоких размышлений о судьбах родины и социологии участников отвлек Денис Стребков (доцент кафедры Экономической социологии, замдекана по магистратуре). Он говорил о вещах практических и прагматичных – о том, как готовить теоретический обзор для своей дипломной работы, каковы принципы организации материала, как много нужно читать и как узнать, когда остановиться и начать писать? Особенно важной слушателям показалась та часть выступления, где говорилось, на какие библиографические ресурсы (имеющиеся в том числе и в распоряжении Вышки) нужно ориентироваться, для того, чтобы быстро собрать и освоить необходимый объем источников.
Как и в субботу, в воскресенье тоже прошли дискуссии на параллельных площадках. Зимнешкольникам вновь было предложено выбрать один из трех семинаров: «Социолог среди зданий. Городские исследования», «Революция мобильных гаджетов», «SocialNetworkAnalysis». Первый, проводимый аспиранткой Сашей Запольской, включал обзор и обсуждение основных социологических подходов к изучению города и командную игру, которая особенно понравилась участникам. Суть игры состояла в следующем: из социологических описаний различных городов, надо было угадать, о каком именно городе шла речь и объяснить свой выбор (разумеется, прямые указания вроде «Брайтон Бич» были стерты из текста). Быстрее всего была отгадана Москва, в которой многим предстоит жить в случае успешного поступления в магистратуру. Юрий Войнилов и Станислав Моисеев, вновь проводили методологический семинар, на сей раз посвященный сетевому анализу. Они не только рассказали краткую историю развития данного научного направления, но «встряхнули мозги» слушателей школы некоторыми формулами. Ребята познакомились с основными определения теории графов и сетевого анализа и на практике попробовали рассчитать некоторые из них. Участница, которая справилась с заданием быстрее всех, получила в подарок последнее издание книги Онлайн-исследования в России 3.0. Иван Климов устроил проектную игру – какие темы и социологические проблематизации могут быть полезны и интересны применительно к исследованию «революции мобильных гаджетов».
Вечером состоялся просмотр фильма «Кулак» - о становлении рабочего и профсоюзного движения в Америке в 30-50-х годах прошлого века. Обсуждалось разное – какие социологические теории «работают» при описании такого рода социальных движений, в чем особенности именно рабочего движения, в чем специфика фильма – это рассказ об исторической эпохе или же повествование о судьбе главного героя, где время – лишь мало значащий фон. Разошлись далеко за полночь, решив не ставить формальной «коды» всему действию.
Последний день Школы начался с рассказа И.Ф. Девятко о магистерской программе «Комплексный социальный анализ» и о Лаборатории онлайн-исследований, начавшей работать в этом году в формате НУГа. Главный интерес вывала та часть выступления, в которой рассказывалось о многообразии исследований и методических разработок, об актуальном состоянии которых можно прочитать в ежегодном альманахе «Онлайн-исследования в России», составителями и редакторами которого являются не только преподаватели ВШЭ (И. Девятко, А. Мавлетова), но и специалисты, активно развивающие рынок онлайн-исследований (А. Шашкин, Н. Хазеева).
Вторым выступающим был Александр Демидов, рассказавший о Базовой кафедре ГФК-Русь. Некоторые части выступления вызвали особенно большой интерес – о развитии и распространении новых методов исследования, об общем состоянии рынка маркетинговых исследований, о возможностях стажировки и работы в ГФК.
Довольно необычным был мастер-класс Светланы Климовой (ведущий научный сотрудник ИС РАН) о методологии ситуационного анализа российских предприятий, которая разрабатывается большим исследовательским коллективом с участием В.А. Ядова, В.К. Финна и Б.Г. Тукумцева. С. Климова обозначила ряд проблем, проявляющихся в конкретных исследованиях трудовых отношений:
1.Ограниченность инструментария, которым пользуются социологи в эмпирических исследованиях. Исключение из анализа контекстных детерминант поведения (Пикалево).
2. Трудно учесть и проанализировать весь комплекс переменных, и непонятно, что считать всем комплексом переменных.
3. Непонятно, как интегрировать в анализе объективные характеристики ситуации и данные, характеризующие сознание и поведение участников
Это приводит к некотормх неприяхтным последствиям: преувеличенное внимание в анализе к феноменам сознания при игнорировании ситуации, вызвавшей те или иные настроения и поведение; релятивизация данных, стимулированная психологическим редукционизмом; распространенность в СМИ и политической аналитике интерпретационных схем, связывающих те или иные социальные проблемы с «менталитетом»; укоренившиеся в обществе представления, что социологические исследования – это изучение мнений, которыми можно манипулировать.
Собственно методология ситуационного анализа - это система исследовательских алгоритмов и приемов, позволяющая реализовать взвешенную стратегию исследования на любом эмпирическом объекте.
Последним из занятий стал мастер-класс Ивана Климова, посвященный типологии теорий социальной мобилизации. Конец дня, обилие занятий, отсутствие активностей на свежем воздухе сильно утомили слушателей, и все вдруг спонтанно решили мобилизоваться и поговорить о теориях мобилизации на улице, благо погода позволяла. Занятие пришлось проводить в темпе кавалерийской атаки – через 50 минут все социологи уже вернулись и попивали кофе и ели булочки в тепле Зимнего сада, обсуждая недообсужденные проблемы процессов мобилизации и демобилизации.
После ужина все собрались подвести итоги Зимней школы. Слушатели высказывались о том, насколько оправдались их ожидания, что было сделано хорошо, а какие моменты требуют доработки и изменений. Впитывали в себя «голос и мудрость масс» Иван Климов, Денис Стребков и Александра Запольская. Были вручены дипломы, выслушаны благодарности и пожелания, произнесены напутствия и обещания увидеться как минимум – на приближающейся Олимпиаде для поступающих в магистратуру, как максимум – на вступительных экзаменах этим летом.