Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Communist and Post-Communist Studies. 2024.
В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 116-144.
Семинар начался вступительным словом организаторов мероприятия - Елены Веретенник и Елизаветы Полухиной. Молодые преподаватели ВШЭ поделились идеей семинара и непростым решением разделить его на два дня, с обсуждением в первый день исследовательской стратегии case-study, а во второй - учебного case-study.
Основными ожиданиями от первого дня семинара были следующие: определение круга единомышленников, обмен опытом, поиск новых исследовательских знаний, подходов, обозначение границ основных понятий. В первом выступлении Елизавета Полухина определила основные понятия и призвала различать во-первых, case-study как исследовательскую стратегию понимаемую как глубокое и всестороннее изучение одного эмпирического объекта и во-вторых, исследовательский кейс (пример) – который актуален для других исследовательских стратегий (биографического метода, этнографического метода и др.) и служит скорее единицей анализа. Вторым важным моментом была идея обозначить, что для единичного case-study (на одном объекте) более актуальна возможность тестирования теории, тогда как для множественного case-study (несколько объектов) есть предпосылки для ее построения.
Студент московского факультета социологии ВШЭ Константин Глазков рассказал о своих исследованиях на примере городских пространств рыночной площади около м. Выхино и наблюдений в районе Китай-город. Константин в своей работе использует концепты пространства и относит свои исследования скорее к области социальной географии.
Доцент кафедры социологии НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург рассказала об исследовании механизмов социального исключения на основе трех биографических кейсов. Это были личные интервью мигранток из Армении, живущих на территории РФ. Доцент СПбГУ Светлана Ярошенко поделилась опытом многолетнего изучения бедности в России. Автор исследования рассказала о трудностях с определением понятия и его границ, составлении типологии бедных и перспективах сравнительных исследований в этой тематике.
Интересными были выступления аспиранток кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии, НИУ ВШЭ, г. Москва. Так, Анна Истомина рассказала об опыте краткосрочного включенного наблюдения в волонтерских лагерях. Анна подчеркнула, что, несмотря на устоявшееся мнение о необходимости проводить включенное наблюдение длительное время, ее опыт подтверждает возможность собирать надёжные данные более оперативно. Важным допущением является консистентность роли исследования структуре изучаемой группы. Т. е. важно чтобы роль исследователя вписывалась в нормативно-ценностную структуру изучаемой социальной группы (исследователь был для нее органичен), тогда временной фактор становится менее значим. Аспирант Панкратова Екатерина рассказала о том, как применяли стратегии case-study в исследованиях трудовых организации Франции. Екатерина планирует самостоятельное эмпирическое исследование, которое позволит ей сравнить механизмы управления во Франции и РФ.
Политолог Андрей Стародубцев рассказал о работе Роберта Даля, который сделал выводы о природе демократии США на основе изучения одного американского города. Выступление Андрея вызвало много вопросов, где главный сводился к проблеме генерализации на более крупные совокупности. Так, среди возможных стратегий генерализации высказывались следующие: во-первых, демонстрация глубокого изучения одного объекта с учетом взаимосвязи с другими социальными элемента в более широком контексте, во-вторых, обоснование типичности объекта, в-третьих, проведение сравнительного исследования и привлечение статистики, подтверждающей выводы.
Завершала выступления первого дня исследователь Мария Сафонова, которая рассказала о познавательных возможностях Social Network Analysis для стратегии case-study. Мария указала, что наиболее востребованные области для сетевого анализа – исследования малых групп, а именно - школьные коллективы, медицинские учреждения и трудовые коллективы (бизнес структуры).
В завершении первого дня участники подвели итоги и получили задание для следующей рабочей встречи, которая состоялась 31-го мая и была посвящена учебным case-study.
Презентации докладов в ближайшее время будут доступны на сайте семинара https://sites.google.com/site/mnscasestudy/home