Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 11.
Телефон:
8 (495) 772-95-90*12349
E-mail: izangieva@hse.ru
Наша миссия – научить видеть, думать и действовать. Видеть – проблемы современного общества; изменения, происходящие в его социальной структуре. Думать – свободно, доказательно, открыто. Действовать – на благо обществу, осуществляя свои профессиональные проекты. Для этого мы стремимся к совершенству в преподавании и исследовательской деятельности, создавая атмосферу, благоприятную для обмена опытом и знаниями между преподавателями и студентами.
Ваньке А., Полухина Е. В., Стрельникова А. В.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Fomicheva E., Гулина Е. В., Tsyganova E. et al.
International Journal of Adolescence and Youth. 2025. Vol. 30. No. 1.
Стрельцова Е. А., Кузина Л. С., Полякова В. В. и др.
В кн.: Жизнь онлайн: цифровая трансформация российского общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025. Гл. 7. С. 83-93.
В день заезда участникам и организаторам была предоставлена возможность представиться и рассказать немного о себе. Среди участников можно было встретить самых разных студентов – из разных регионов России и приехавших из-за рубежа, имеющих социологическое образование и тех, для кого социология станет чем-то новым. От лица ВШЭ выступил А.А. Кожанов, он рассказал участникам о том, какие задачи ставит перед собой Вышка, какие дает возможности своим студентам и чего от них требует.
Второй день школы начался для студентов презентацией программы «Прикладные методы социального анализа рынков», провел которую ее co-руководитель Радаев В.В., и продолжился его мастер-классом на тему «Социология рынков». Сложно сказать, что больше привлекло участников в этих мероприятиях – актуальное научное направление или личность лектора – однако результат один, студенты сперва с интересом вняли выступлению, а затем активно вступили в обсуждение.
Продолжилась программа выступлением И.Ф. Девятко, которая рассказала о программе «Комплексный социальный анализ» и посвятила студентов в одно из направлений своей актуальной научной деятельности, рассказав о методах онлайн-исследований. Определенно можно сказать, что и это выступление не оставило участников равнодушными – даже после мероприятия во время перерыва на кофе студенты взяли лектора в кольцо.
Четвертого февраля прошли еще несколько презентаций, первой из которой было представление базовой кафедры GFK-Русь А.М. Демидовым. В рамках отведенного времени лектор осветил основные характеристики российского рынка маркетинговых исследований и подробно изложил задачи кафедры в структуре университета. Следом за ним выступили представители Центра внутреннего мониторинга ВШЭ И.А. Груздев и К.А. Кузьминых. Молодые исследователи поведали о том, как создавался центр, какие задачи он выполняет и насколько необходима обратная связь со студентами и преподавателями для эффективного администрирования вуза. Помимо этого К.А. Кузьминых рассказала о перспективном направлении в области онлайн-образования, проекте массовых онлайн-курсов на платформе Coursera, в котором с недавних пор участвует ВШЭ. В этой части программы были освещены возможности прикладного использования знаний, полученных на магистерских программах факультета социологии. Для участников было подчеркнуто, что ВШЭ предоставляет обширные возможности для реализации научных интересов студентов и активно поддерживает их в осуществлении самых разнообразных проектов.
Далее была представлена магистерская программа «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» под руководством Н.Е. Покровского. Вместе с Е.Р. Ярской-Смирновой, которая в рамках своего мастер-класса провела «социальное казино», представителям программы удалось не просто проинформировать участников о содержании курсов, но и по-настоящему увлечь и заинтересовать их в своем научном направлении. (Подробнее об этой части школы можно прочитать здесь: http://soc.hse.ru/soc_pybl/news/113107121.html)
Последний презентационный день школы не уступил по своей загруженности предыдущим – слушателям были представлены две магистерские программы, первой из которых была «Демография», о которой рассказали А.Г. Вишневский и М.Б. Денисенко. В своей презентации они подробно рассказали о том, какое место занимает демография в корпусе общественных наук в целом и относительно социологии в частности, также они познакомили участников с методами демографического анализа и категориальным аппаратом, которыми располагает демография.
Последней магистерской программой, представленной в рамках зимней школы, стала программа «Comparative Social Analysis», которая является принципиально новой для факультета и будет открыта в будущем учебном году впервые. Равно как и сама программа, ее презентация прошла на английском языке. Кристофер Суодер и Т.С.Карабчук рассказали целях программы, тенденции к интернационализации высшего образования и роли разработанных курсов в движении ВШЭ в данном направлении.
Последний мастер-класс, в котором приняли участие студенты в рамках зимней школы, провела Ю.Н. Толстова. Она познакомила участников с методами измерения количественных данных в социологии, рассказав про то, как эмпирический объект может быть представлен в виде, возможном для анализа.
Заключительное слово в зимней школе взял декан факультета социологии А.Ю. Чепуренко. Он выступил с презентацией «Стратегические задачи, стоящие перед Факультетом Социологии», в которой доступно изложил приоритетные цели факультета и ресурсы, которыми он располагает. Также были освещены тренды, которые можно выделить в развитии крупнейших современных социологических факультетов и то, как ВШЭ им следует.
Несмотря на то, что программа зимней школы не предоставляла много свободного времени, студенты активно принимали участие не только в формальной, просветительской части, но и в культурной программе, также носившей социологический характер. Каждое такое мероприятие, будь то подготовка проекта кризисного эксперимента, киносеанс или «Большой социологический квест» служили ярким свидетельством того, что знакомство участников с историей и методологией социологии, а также их социологическое воображение и смекалка внушает уважение и надежду на высокий уровень подкованности будущих абитуриентов.
Вот некоторые отзывы от участников школы, которые мы публикуем с их согласия:
Посещение социологической школы ВШЭ оставило исключительно положительные эмоции. Я ехала на эту школу, не имея четкого представления ни о магистратуре вышки, ни о том, зачем мне следует туда поступать, однако по окончании форума я утвердилась в своем намерении учиться на соцфаке ВШЭ. Очень порадовало наличие свободной площадки для общения с преподавателями вуза, по учебникам многих из которых я училась. Организация проживания, учебного и развлекательного досуга была на высоте.
Мария Остапенко
Интереснее всего на Зимней школе было познакомиться и пообщаться с другими участниками. Приятно было встретить жителей разных городов, студентов разных вузов, узнать об их интересах и поделиться своими. Полезными и информативными были презентации магистерских программ факультета социологии. Важно, что мы получали информацию не просто из первых уст, а от представителей разных сторон учебного процесса. С нами общались и руководители программ, и преподаватели и студенты. Что в конечном счете позволило составить полное представление о магистратуре ВШЭ. Зимняя школа дала мне потрясающую возможность побывать на лекциях и мастер-классах именитых ученых. Отдельное спасибо организаторам школы, которые ни минуты не давали нам скучать и всегда во всем помогали.
Кристина Кердивар
О зимних школах я узнала минувшим летом, когда искала информацию о магистерских программах по социологии на сайте ВШЭ. Идея зимних школ понравилась сразу, но окончательное решение об участии было принято даже после опубликования списка участников, в котором была моя фамилия. Все дело в том, что я сомневалась в реальной пользе этого мероприятия, но все же решила попробовать. И вот, зимняя школа Вышки уже позади, поэтому с уверенностью скажу: я сомневалась напрасно. Во-первых, ЗШ дала мне возможность послушать ведущих социологов страны, более того, пообщаться с ними! Это, безусловно, приятный и полезный опыт для тех, кто связан или хочет связать свою дальнейшую деятельность с социологией. Во-вторых, познакомившись с ребятами из разных концов России и СНГ, я узнала об опыте студентов-социологов (и не только социологов) за пределами своего университета и города. Зимняя школа - это отличная интерактивная площадка, на которой невозможно остаться пассивным. И этому способствует организация интересных игр, викторин и дискуссий. В-третьих, ЗШ еще шире приоткрыла для меня дверь в "Страну ВШЭ". Заглянув, я решила, что обязательно попробую там оказаться: польза оказалась еще в том, что все, произошедшее там, мотивирует.
Спасибо организаторам Зимних школ и руководству ВШЭ!
Дашима Базарова
Прежде всего, я хочу выразить благодарность организаторам зимней школы! Все мероприятия были проведены на высоком академическом уровне, но в то же время очень интересно и разнообразно. Очень порадовала манера общения преподавателей со студентами - гораздо более открытая, чем в большинстве вузов. Приятно удивил уровень заботы о комфорте и о питании студентов. Отдельно хочу сказать об участниках. Очень приятно находится среди таких интересных и интеллектуальных сверстников! Мы теперь сдружились, и, я думаю, ещё не раз увидимся.
В целом, впечатления только позитивные, желаю всем пробовать попасть на это замечательное мероприятие!
Дмитрий Иванов
Организаторы школы, Алексеев Тимофей, Ильин Валерий и Кузьминых Ксения - действующие магистранты факультета социологии